Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.
Содержание
- 1 Дислексия не проходит самостоятельно
- 2 Что это за болезнь?
- 3 Влияние факторов окружающей среды
- 4 Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии:
- 5 Если учитель считает, что проблемы нет
- 6 Дислексия у подростков, школьников
- 7 Терапия
- 8 Почему возникает дислексия – причины заболевания
- 9 Известные дислектики
- 10 Общие сведения
- 11 Симптомы дислексии
- 12 Патогенез
- 13 Классификация
Дислексия не проходит самостоятельно
– Сможет ли ребенок с дислексией нормально учиться в школе?
– Дислексии разные. С некоторыми из них очень непросто, и требуется много времени на их преодоление. Часто дислексия сочетается с нарушениями письма и счета, нередко – это вторичная проблема речевых и когнитивных трудностей, иногда это проблема только нарушения чтения, а в целом ребенок успешен. Нужно обследование, постановка диагноза, помощь разных специалистов – логопеда, нейропсихолога, врача, психолога. Если акценты расставлены правильно и ребенок получает адекватную помощь, занимается с теми специалистами, которые необходимы для решения проблем дислексии, то успех обязательно придет.
– Что такое дислексия? Какие бывают виды?
– Это частичное и специфическое расстройство навыков чтения при сохранении общей способности к обучению, которое выражается в стойких ошибках, нарушении скорости и способа чтения.
Дислексия не проходит самостоятельно. Подходы к трактовке нарушений при дислексии в отечественной и зарубежной науке разнятся. Во многих странах «дислексия» – это единый термин для всех проблем с письменной речью: и в чтении, и в письме, и при овладении орфографией и арифметикой, а также проблемы, связанные с моторными нарушениями и поддержанием внимания.
Ольга Азова. Фото: Анна Данилова
В российской науке для обозначения каждой нозологии есть отдельные диагнозы с приставкой дис- (частичное нарушение): дислексия, дисграфия, дизорфография, дискалькулия, диспраксия и СДВ(Г), соответственно. Также при полном отсутствии функции есть диагнозы с приставкой а- (отсутствие), по аналогии: алексия, аграфия, апраксия, акалькулия.
И еще одно различие в отечественных и зарубежных системах – приоритеты к подходам изучения проблемы дислексии (фонологический и зрительный). Все больше убеждаюсь в важности и правильности отечественного подхода в трактовке механизмов дислексии. Говоря о диагнозе dyslexia, отечественная школа логопедии очень последовательно описывает механизм нарушений в рамках и речевого, и оптического дефицита, на Западе обе концепции представлены равноценно, но, по сравнению с отечественными исследованиями, теория зрительной дефицитарности развита значительно сильнее.
В отечественной логопедии накоплен теоретический и практический материал, о дислексии говорят следующие особенности чтения у ребенка:
– фонематические проблемы, связанные с трудностями распознавания фонем, даже в сильных позициях ребенок читает слово неправильно («шалко» вместо «жалко»);
– аналитико-синтетические проблемы, когда ребенок допускает искажения звуко-слоговой структуры слова («анулицу» вместо «на улицу») или не овладевает принципами слогослияния (вообще не может прочесть слово из нескольких слогов);
– оптические проблемы, которые проявляются в трудностях усвоения образов букв, их элементов и в целом с оптико-пространственными нарушениями и особенностями зрительного гнозиса (ребенок не ориентируется на листе, не видит строчки и клеточки);
– мнестические нарушения, которые проявляются в невозможности запоминания буквы;
– аграмматические проблемы характерны для тех детей, которые уже усвоили навык чтения, но во время «беглого» чтения допускают ошибки. Либо это один из признаков «угадывающего» чтения, когда ребенок прочитывает начало слова, а потом «подставляет» неправильное окончание;
– при семантической дислексии наблюдаются разные механизмы нарушения:
- неправильный тип обучения чтению – побуквенное чтение «бухштабирование» (когда ребенок вместо слова читает перечень отдельных букв: Б, А, Б, А),
- бедный лексикон,
- плохой уровень овладения грамматикой (отдельно «ручку» и «карандаш» ребенок знает, а, прочитав задание «покажи карандашом книгу, а рукой – папку», не может выполнить);
- а также смешанные формы, когда нарушения технической и смысловой стороны чтения встречаются в сочетанном варианте – особенности кратковременного зрительного запоминания и речевого развития приводят к независимому сочетанию нарушений технической и смысловой стороны чтения («пекук» вместо «бегут»).
Еще раз сделаю акцент, потому что считаю это важным для понимания проблемы дислексии: в России дислексия считается следствием дефицита речевой обработки информации. Особое внимание в развитии речи ребенка отводится установлению связей между слышимой и самостоятельно произносимой речью. У большинства нормотипичных детей устная речь полностью формируется к началу обучения чтению или в первый год обучения в школе и составляет основу для формирования этого навыка.
Получается, что в русском языке чтение многих слов основано на установлении звукобуквенных отношений и связано с фонетическим (фонематическим) принципом письма, следовательно, основной метод обучения грамоте звуко-буквенный (аналитико-синтетический).
На Западе ведущую роль в процессах декодирования графической информации выполняет традиционный принцип, предполагающий большую нагрузку на анализ зрительной информации и зрительную память. Там обучение грамоте базируется не на звуко-буквенном, а на синтетическом методе «целых слов», или «look and say».
В приведенных работах детей много слов, которые не требуют применения правила, но в них отмечаются пропуски, вставки букв, слогов, зеркальное написание букв, раздельное написание слов, замены букв – то есть ошибки, связанные и с фонологическим, и со зрительным дефицитом. Во время чтения текста из учебника дети могут допустить подобного рода ошибки. И, хотя психологическая база чтения и письма различны, но механизм отчасти можно понять, провести некие параллели.
Что это за болезнь?
Дислексия – это психическое заболевание, проявляющееся при обучении ребенка чтению. Оно связано с тем, что нервная система не окончила свое формирование в полной мере.
Расстройство навыков чтения встречается преимущественно у детей, однако ему подвержены и взрослые, если в детстве не было уделено должного внимания лечению заболевания.
Дисграфия и дислексия – тесно связанные понятия в психоневрологии. Первое расстройство связано с ошибками при письме, а второе – с нарушением чтения. От 5 до 15 процентов людей на Земле страдают этими заболеваниями. Подобная проблема есть у знаменитых актеров Орландо Блума, Киану Ривза.
Дислексия у младших школьников не дает повода считать их нездоровыми. Они всего лишь не в состоянии расшифровать входящую информацию.
Причина кроется не во всем мозгу, а лишь в его участке. Важно уметь отличать тревожные симптомы от незнания грамматических правил. При подобных нарушениях ошибки носят стойкий и специфичный характер.
Ученые выяснили, что эти отклонения связаны с нейробиологическими причинами.
У дислексиков область задней части височной извилины левого полушария малоактивна. В структуре мозга наблюдаются отклонения от нормы за счет зон пониженной плотности.
Медики выделяют и другие причины патологии:
- сверхактивность правого мозгового полушария;
- ЧМТ;
- серьезные инфекции;
- тяжелые беременность и роды (преждевременная отслойка плаценты, нехватка кислорода в утробе);
- употребление во время беременности наркотиков или алкоголя.
Особую роль играют социальные факторы. Это могут быть недостаток внимания, неблагоприятная обстановка в семье, педагогическая запущенность.
Известно, что подобное расстройство у мужчин и женщин связано со следующими факторами:
- черепно-мозговая травма в детстве;
- ДЦП;
- асоциальный образ жизни.
Расстройство передается на генетическом уровне, поэтому велик шанс того, что у родителей, страдающих дислексией, родится ребенок с унаследованным заболеванием.
Влияние факторов окружающей среды
Большую роль в развитии дислексии и дисграфии играют и социальные факторы.
Среди них:
- педагогическая запущенность ребенка либо другая крайность – чрезмерные учебные нагрузки;
- неблагополучная семья;
- дефицит речевого общения со сверстниками;
- изучение двух языков;
- рано начатое обучение письму и чтению.
Не стоит слишком рано начинать заниматься с ребенком, обучать его грамоте, его психика должна созреть для учебного процесса.
Не смотрите на соседского Петеньку, который научился читать в четыре года. Каждый человек индивидуален, совершая насилие над природой, можно создать большие проблемы своему ребенку.
Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии:
1. Слабые языковые навыки и речевые проблемы: позднее (реже раннее) начало собственной речи; свойственны яркие обороты речи; недостатки в фонетике; трудности с тем, чтобы передать мысли словами; заикание.
2. Проблемы с усвоением навыков письма: трудности в написании слов; разворот (зеркальное написание) букв и цифр; большое количество ошибок при списывании и написании под диктовку; плохой почерк; в письменных работах много исправлений; сочетано с дисграфией и дизорфографией.
3. Слабые математические навыки: трудности в учебе; сложности с оценкой времени; может быть выполнение арифметических действий, но не умение записать или прочитать их; проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может также и быть успешным по предмету; плохая память для последовательностей.
4. Психологические трудности и проблемы: низкая успеваемость; недостаточная сформированность зрительной памяти; низкая скорость выполнения заданий и неумение уложиться в отведенный для выполнения задания срок; эмоциональная нестабильность – излишняя эмоциональность или раздражительность; трудности концентрации внимания, в том числе и на одной деятельности; проблемное переключение на разные виды деятельности; потеря интереса, неуверенность в себе; высокий уровень тревожности и страх ошибки, может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.
5. Моторные и психомоторные трудности: может обладать плохим почерком; расстройства пространственной ориентировки, зрительно-моторной координации, неуклюжесть, неловкость, нарушения межполушарного взаимодействия; нарушение координации движений и связанное с этим усвоение знаний – нарушение усвоения схемы тела, путает «право»-«лево» и «над»-«под»; отстает в командных видах спорта, имеет трудности с моторно-ориентированными задачами, учится лучше через практический опыт.
6. Неврологические проблемы: нередко головокружение, головная боль, боль в желудке; поведение может быть беспорядочным или разрушительным; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени и стресса.
7. Проблемы со зрением: жалобы на проблемы со зрением, которые не выявляются в ходе стандартных осмотров; может быть нарушение восприятия глубины; недостатки периферического зрения.
Перечисленные факторы могут быть сочетанными и изолированными, свойственными только дислексии.
Иногда создается впечатление, что умения «зависят от настроения» и меняются изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и так же легко не сделать этого завтра. Также детям с дислексией свойственна вариативность ошибок: одно и то же слово может прочесть и верно, и неверно, а ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому: «кАпать – копАть – катать – гадать». Многие дети пытаются обойти трудности чтения путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или сходство звучания, а не на контекст.
– Как родителям понять, что у ребенка дислексия? Обозначьте, пожалуйста, явные факторы, которые говорят об этом.
– Процесс чтения превращается для ребенка в страдание, испытание, страх. Ребенок никак не понимает принцип слогослияния, не может научиться читать, не хочет читать, плачет, читает медленно, и скорость со временем не увеличивается, при чтении много ошибок (читает как будто из середины слова, читает зеркально, пропускает и заменяет буквы).
Основные факторы:
- «механическое чтение» – непонимание читаемого текста в целом и отдельных предложений;
- читает только короткие знакомые слова;
- медленное слоговое чтение;
- допускает большое количество ошибок (замена гласных, замены согласных, близких по слухо-произносительным признакам, добавление гласных, перестановка звуков, пропуск звуков, слов, словосочетаний), а также, но реже, например, чем у англоязычных детей, «зеркальные» ошибки, инверсии;
- при чтении перерывы в озвучивании текста;
- трудности с пониманием текста или отдельных его участков;
- неспособность пересказать прочитанное;
- пропускает при чтении слова, не обращая внимания на бессмысленность прочитанного.
Дополнительные факторы и дефициты – не всегда являются признаками заболевания. Если сойдутся несколько пунктов из списка, стоит обратиться к специалистам:
- часто потирает глаза;
- чтение под неестественным углом зрения;
- приближение книги к глазам при чтении (при отсутствии нарушения зрения);
- чтение одним глазом или закрытие глаз по очереди (при чтении пытается повернуть голову так, чтобы читать одним глазом);
- жалобы на усталость;
- головная боль;
- нежелание выполнять домашнее задание, связанное с чтением;
- особенности функционирования внимания, памяти, рассеянность, невнимательность, неорганизован, есть сложности с восприятием времени;
- с трудом заучивает простейшие детские стишки (при этом у него нет проблем с памятью), с трудом распознает рифмы;
- проблемы с оценкой письменной информации, образами, не связанными со зрительными впечатлениями;
- незначительные или хорошо заметные нарушения координации в пространстве, замедленные или неуклюжие движения;
- трудности с освоением орфографии и каллиграфии.
Если учитель считает, что проблемы нет
– Как разговаривать с учителем об этой проблеме? Учителей может пугать это слово – дислексия? Как вырабатывать общую стратегию помощи ребенку?
– Если дислексия не сочетается с вторичными нарушениями (умственная отсталость, задержка психо-речевого развития), то учителя ничего не должно пугать. Такой ребенок вполне, кроме чтения, может быть успешен по всем предметам.
Если есть сочетание с другими первичными проблемами, тогда нужно привлекать специалистов по решению базовых проблем.
Всем остальным детям с дислексией создавать особые условия обучения, умение подключить сохранные анализаторы (больше заданий устно, там, где ребенок успешен).
Учителям нужно привлекать родителей в союзники, а родителям – учителей, дать правильную аргументацию, что это не учитель виноват, что не научил ребенка навыку чтения, что нужно определиться с диагнозом (если это так), а потом организовывать помощь в жизни.
Активно наступает время инклюзии – все должны жить среди всех. Если у детей есть особые потребности и дефициты, то при этом должна оказываться профессиональная помощь.
– Если учитель оказывается против и считает проблему или ужасной, или «не проблемой» – как тут быть?
– В любом случае это особенный ребенок, мы как-то должны подстраиваться под него, в то же время дислексия – это не индульгенция для того, чтобы ничего не делать.
Учителю нужно, с одной стороны, помогать, потому что работа по коррекции – это не компетенция учителя. Ребенку понадобятся дополнительные занятия с логопедом, с нейропсихологом, возможно консультирование с врачами – неврологом, офтальмологом и другими.
А если учитель не хочет принимать ребенка из-за субъективных факторов – это конфликтная ситуация. Тут нужно просвещать учителя. Если образовался конфликт, то на помощь должны приходить психологи, доброжелательный административный ресурс.
Вот простые рекомендации, даже их соблюдение поможет ребенку с дислексией:
- не заставлять читать вслух перед классом;
- не принуждать писать диктанты в обстановке стресса;
- задания давать не в письменном виде, а устно;
- как можно больше использовать в обучении аудиоматериалов и других внешних опор;
- использовать безотметочное обучение;
- в основу оценивания класть возможности ребенка, а не нормативы.
Фото: Jallinson01 / Wikimedia commons
Вот советы учителю, у которого учится такой ученик:
- использовать принцип преемственности между коррекционными педагогами и учителем;
- организовать специальные консультации для специалистов и учителей, посвященные проблемам детей с дислексией;
- дети с дислексией должны учиться и развиваться среди сверстников, их нельзя отлучать от класса, но они нуждаются в дополнительных занятиях с педагогами;
- результат достигается за счет кропотливой работы, в том числе дополнительной (этот пункт касается и родителей в том числе).
Но какие бы мы рекомендации ни давали, нужно помнить, что все дети подойдут к сдаче единого экзамена. Перед ним, получается, все равны. И тогда все-таки нужно помнить, что не все. Нужны новые законы по различным формам проведения аттестации. Кто-то из детей с дислексией в соответствии со своими особенностями не может сдавать экзамен в тестовой форме, потому что у него проблемы с восприятием печатного текста. Иными словами, у наших детей должна быть возможность выбора формы сдачи выпускного экзамена: письменно, устно, в форме тестирования и т.д.
Это интересно: Диета при болезни печени: правильное питание при лечении, восстановлении поджелудочной и желчного пузыря
Дислексия у подростков, школьников
У школьников нарушение проявляется различно в зависимости от возраста. Врачами симптоматика разделяется условно на 3 периода – начальная школа, средняя и старшая.
В младшем школьном возрасте у ребенка характерны такие признаки дислексии:
- сложности в декодировании слов;
- регулярная подмена одних слов, сложных для произнесения, близкими по смыслу (стул-скамейка);
- написание букв в зеркальном отражении;
- сложности в запоминании знаков арифметики;
- замедленное усвоение навыков письма;
- повышенная импульсивность;
- общая неловкость.
В средних классах, с началом подросткового возраста, у части больных нарушение полностью проходит само.
У тех же, у кого оно сохраняется, в среднем школьном возрасте, присутствует такая симптоматика:
- качество чтения ниже, чем у сверстников;
- попытки всеми силами избежать необходимости писать и читать вслух;
- недостаточно хорошая память, из-за чего страдают способности к планированию;
- неразборчивый почерк;
- сложности при общении со сверстниками;
- недостаточно внятная речь.
Несмотря на трудности, вызванные патологией, часто дети, имеющие ее, отличаются большими успехами в предметах, которые не требуют чтения.
У старших школьников дислексия характеризуется следующими нарушениями:
- медленное чтение, при котором делается много ошибок;
- низкая скорость письма;
- сложности при пересказе прочитанного;
- медленная скорость при выполнении заданий, связанных с письмом или чтением;
- трудное привыкание к каким-либо изменениям.
При правильном лечении удается восстановить нормальное состояние больного и снизить проявления нарушения.
Терапия
Лечение проводится с раннего возраста, сразу после выявления проблемы.
Лечение, коррекция
Основным методом лечения является логопедическая коррекция.
Если же нарушение связано с повреждениями мозга из-за травмы или кровоизлияния, то назначаются нейролептики и препараты для улучшения кровообращения в органе.
Как избавиться
В зависимости от формы нарушения требуется специфическое лечение. Оно должно подбираться в зависимости от особенностей пациента. Внимание уделяют восстановлению правильного звукопроизношения, созданию понимания слогового состава слов и обогащению словарного запаса.
После проведения теста на степень нарушения определяется наиболее эффективное лечение, которое обычно включает в себя упражнения. Они могут быть речевыми или связанными непосредственно с чтением, что зависит от возраста пациента.
Примеры
При лечении дислексии применяются преимущественно следующие упражнения:
- Проговаривание скороговорок со схожими звуками, стоящими рядом. Вначале темп низкий, постепенно нарастающий до высокого.
- Произнесение на выдохе букв – вначале только согласных, а позже гласных. По мере улучшения результатов начинают совмещать в одном выдохе обе группы букв. Последовательность их не важна.
- Чтение по слогам с мячом в руках. После каждого слога, прочитанного правильно, ребенок должен сжать мяч.
- Проговаривание коротких предложений, на конце которых требуется тянуть звук («летит пчела, з-з-з» и подобных).
Все упражнения усложняются по мере улучшения состояния пациента.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
- нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
- серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Известные дислектики
Известные всему миру знаменистости-дислектики
Среди знаменитых дислектиков, миру известны такие личности, как:
- Том Круз;
- Ричард Бренсон;
- Кайра Найтли;
- Альберт Эйнштейн;
- Стив Джобс;
- Робби Уильямс;
- Уинстон Черчилль;
- Бетховен;
- Дж. Кеннеди;
- Уолт Дисней;
- Стивен Спилберг;
- Джейми Оливер;
- Моцарт;
- Леонардо Да Винчи;
- Стив Редгрейв;
- Киану Ривз;
- Ганс Христиан Андерсон;
- Уилл Смит.
Общие сведения
Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.
По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.
Дислексия
Симптомы дислексии
Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.
- Неуклюжий захват ручки (или другого инструмента письма)
- Проблемы со вниманием и концентрацией
- Плохая память
- Изменения буквенного порядка при составлении слов
- Изменения буквенного, слогового или числового порядка при написании и зачитывании
- Отказ от чтения вслух и написания сочинений
- Трудности в изучении алфавита и таблицы умножения
- Затруднения в простейшем ориентировании (лево-право, верх-низ и т.п.)
- Проблемы с выполнением элементарных указаний
- Трудности в освоении правописания и принципов чтения
Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:
- Запоздалое развитие речи
- Трудности в изучении и произношении слов
- Плохая словесная память (трудности при вспоминании слов, путаница)
- Трудности в освоении базовых навыков письма и чтения
- Путаница в расположении букв и слов
- Проблемы в общении со сверстниками
Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:
- Трудности с распознаванием слов
- Замена слов, схожих по смыслу и звучанию
- Переворачивание (инверсия) и перестановка (транспозиция) букв, слогов и слов при чтении
- Разворот букв при написании
- Путаница в арифметических знаках
- Неловкость и импульсивность в поведении
- Трудности с запоминанием фактов
- Нарушения координации движений
- Замедленное освоение новых навыков
Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:
- Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
- Отказ читать вслух и писать
- Плохая память
- Нечитаемый почерк
- Неправильное написание и произношение слов
- Трудности с восприятием языка тела и мимики
- Трудности в общении со сверстниками
Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:
- Плохо развитый навык письма
- Замедленное чтение и большое количество ошибок при чтении
- Ошибки в произношении слов
- Трудности с восприятием, пересказом, изложением и обобщением информации
- Плохая память
- Слишком медленная скорость работы
- Трудности в адаптации к любым изменениям
Симптомы дислексии во взрослом возрасте:
- Трудности в восприятии письменной и звуковой информации
- Труднопонимаемое произношение слов
- Неразвитые навыки письма (дисграфия) или их полное отсутствие
- Путаница в последовательности слов и чисел
- Рассеянность и невнимательность
- Плохая память
- Трудности с организацией и планированием своего времени
Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.
Патогенез
В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:
- зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
- соотнесение их с соответствующими звуками;
- слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
- понимание, осознание прочитанного.
Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.
В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.
Классификация
По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.
В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:
- Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
- Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
- Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
- Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
- Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
- Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.