Моторная афазия – «центральное управление» нарушено, и язык не слушается!

Одна из важнейших специфических, наиболее сложноорганизованных человеческих форм деятельности, использующая языковые средства — это речевая функция. Она является организующей и связующей другие психические процессы (мышление, восприятие, память произвольное внимание, воображение), а также разносторонней, но, в то же время, единой функциональной системой разных процессов нервной системы, которые осуществляются совместной деятельностью различных участков головного мозга.

Важными компонентами этой единой совокупности, позволяющей осуществлять процессы общения с помощью языка, являются письмо и чтение. С языком и речью непосредственно связано мышление человека. Смысл речи выражается посредством построения фразы, грамматической конструкции, акцентов и ударений. Важная ее характеристика — семантика (смысл), которая заключается в словах и соотношениях слов, а также в системном словесном ряде, в который включено конкретное слово.

Что может вызвать расстройство?

Причиной такого нарушения является поражение в меру различных факторов левой лобной доли, где расположен один из речевых центров — центр Брока.

Стоит отметить, что причинами любого типа афазии могут быть факторы разного рода.

Вот некоторые из них:

  • моторная афазия может проявиться после инсульта;
  • травмы и сильные ушибы головы;
  • воспалительные процессы, опухоли, энцефалиты, когда в результате кровоизлияния в мозг или опухоли повреждены ответственные за речевые функции центры;
  • некоторые психические заболевания;
  • операции на головном мозге, которые привели к осложнениям.

К факторам риска следует отнести следующее:

  • повышенное артериальное давление;
  • пороки сердца ревматического характера;
  • болезнь Альцгеймера и болезнь Пика.

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Лечение моторной афазии (общие принципы)

Речевые нарушения создают значительные ограничения в плане взаимодействия с социальной средой, приводят к инвалидности и к снижению качества жизни не только самих больных, но и окружающих их близких людей, увеличивают материальные затраты на лечение и уход, обусловливают депрессивное состояние, значительно затрудняют процессы восстановления и ухудшают общий прогноз заболевания. При сравнении пациентов с инсультом без афазии и с таковой отмечено, что в числе вторых вынужденная длительность пребывания на стационарном лечении и смертность более высокие.

Прогноз, степень восстановления и сроки реабилитации зависят, в основном, от таких факторов, как:

  • причина заболевания;
  • тип и локализация повреждения;
  • обширность и глубина поврежденной мозговой ткани;
  • форма афазии и степень ее тяжести;
  • состояние мозговой ткани, окружающей очаг поражения — наличие сопутствующих патологических изменений мелких сосудов (микроангиопатии), предшествующие дегенеративные процессы и т. д.;
  • возраст, пол больного и наличие «левшества»;
  • уровень образования и знание иностранных языков;
  • своевременность, адекватность и длительность реабилитационной терапии.

Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на то, каким будет процесс восстановления — самостоятельным и бесконтрольным, что может приводить к невозможности полного восстановления речевой функции, или управляемым, направленным, то есть логопедическим. Очень важным является их адекватное сочетание.

Лечебно-реабилитационные методы восстановления речи должны быть комплексными и включать в себя:

  • лечение основной патологии;
  • фармакологическую поддержку;
  • физиотерапию (транскраниальная стимуляция постоянным током и транскраниальная магнитная стимуляция — стимулируют синаптическую активность зон);
  • лечебную физкультуру и массаж;
  • интенсивные логопедические упражнения;
  • помощь психотерапевта и психиатра.

Главной задачей медикаментозной терапии является восполнение дефицита в организме биологически активных веществ, влияющих на передачу и прохождение нервных импульсов (нейротрансмиттеров), а также являющихся неспецифическими стимуляторами высших, умственных процессов в головном мозге.

В этих целях рекомендуется назначение некоторых препаратов, являющихся модуляторами различных систем нейротрансмиссии, из группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина, дофаминергических средств, акатинола (Мемантин), ноотропов (Пирацетам, Ноотропил, нейропротекторов (Целлекс) — преимущественно молодым. Всесторонним эффектом характеризуется препарат цитиколин (Цераксон). Кроме того, назначаются препараты, улучшающие мозговой кровоток (Пентоксифиллин) и средства, способствующие метаболическим процессам.

Нефармакологические меры по реабилитации необходимо осуществлять на фоне основной медикаментозной терапии. Логопедические занятия в настоящее время считаются «золотым стандартом» речевой коррекции у таких больных. Причем важна не какая-либо конкретная логопедическая методика работы, а имеет значение частота проведения занятий и их интенсивность.

Кроме того, к настоящему времени стало совершенно очевидным, что только при раннем начале коррекционно-логопедических занятий можно рассчитывать на положительные стойкие результаты лечения. Процесс логопедического восстановления речевой функции должен начинаться уже в острый период заболевания (с 7-10-го дня после инсульта) и длиться от 6-и месяцев до 2-3-х и более лет, то есть в течение всего периода восстановления, пока остаются речевые нарушения.

Вам также может быть интересно:

Акустико-мнестическая афазия


Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Общая характеристика афазии

Термин «афазия» означает нарушение уже сформированной речи (у взрослых или у детей в возрасте старше 3-х лет) в виде частичной или полной ее утраты. Что лежит в основе афазии? Она возникает в результате поражения ответственных зон головного мозга при сохранном артикулярном аппарате и достаточном слухе. Многообразие характера нарушений зависит от поражения того или иного звена речевой функциональной системы.

Речевая система как сложная в функциональном отношении конструкция состоит из афферентных (от рецепторного аппарата к нервному центру) и эфферентных (от нервного центра к рабочим органам) нервных проводниковых систем. Речевое восприятие осуществляется путем анализа и синтеза частей (элементов) потока звука с помощью участия звеньев зрительного, слухового и кожно-кинестетического анализаторов. Процессы словесного же произношения представляют собой систему артикуляционных координированных движений. Последние сформированы в предшествующем опыте пациента, а афферентной основой их функционирования являются слуховой и кинестетический (относящийся к движению, моторный) анализаторы.

Чаще всего патология развивается в результате:

  • нарушения мозгового кровообращения (инсульт) ишемического или геморрагического типа (афазия после инсульта встречается у 15-38% больных);
  • травматического повреждения головного мозга или хирургического вмешательства на нем, трепанации черепа;
  • развития опухоли мозга;
  • инфекционных заболеваний головного мозга (энцефалит, менингоэнцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс мозга);
  • паразитарных инвазий — в тех случаях, если локализация паразитов в процессе цикла их развития включает мозговые ткани;
  • хронических прогрессирующих заболеваний центральной нервной системы, например, очаговые формы болезни Альцгеймера и болезни Пика.

Речь, как очень сложная психическая деятельность, подразделяется на различные формы и виды. В соответствии с психологической структурой ее подразделяют на:

  • экспрессивную, которая произносится вслух;
  • импрессивную, представляющую собой речевое восприятие других людей.

Экспрессивная речь состоит из таких этапов, как замысел высказывания, внутренняя речь, стадия внешнего развернутого высказывания. Многие патологические процессы отражаются в нарушениях темпа, плавности, ритма этого вида речи. Она может становиться, например, прерывистой, замедленной, скандированной (при болезни Паркинсона) или с запинаниями на первых слогах (при атрофических возрастных процессах в головном мозге).

Особенности импрессивной речи, или процессов понимания обращенного речевого высказывания, заключаются в понимании устной (чтение) и письменной речи. Психологическая структура этого вида состоит из следующих этапов:

  • Первичного восприятия речевой информации.
  • Декодирования этой речевой информации, представляющего собой анализ состава буквенной или звуковой форм.
  • Соотношения информации с определенными смысловыми категориями.

В обобщенном виде можно сказать, что смысл импрессивной речи состоит в реакции человека на смысл слов. Речевое понимание возможно при нормальном функционировании центра Вернике, являющегося центральным звеном речевого слухового анализатора.

У детей с умственной отсталостью поражение этого центра является причиной нарушения понимания смысла обращения к ним. Ведущий симптом — разной степени расстройство восприятия звукового состава слова, то есть фонематического восприятия. Это проявляется отсутствием реакции на слова и вообще на словесные конструкции, затрудненностью слухового восприятии устного обращения, избыточной чувствительностью к громким звукам, более лучшим восприятием негромкой и даже шепотной речи.

При упрощенном обобщении различных видов афазии их условно группируют в три вида расстройств:

  • Экспрессивной речи, или нарушение воспроизведения при ее понимании.
  • Импрессивной речи, то есть ее понимания.
  • Называния предметов при сохранении способности к пониманию и воспроизведению, но утрате в коре головного мозга основы (матрицы) формулировки слова. В этом случае больной правильно описывает назначение предмета, но не помнит его названия.

Эти формы афазии называют (соответственно) моторной, сенсорной и амнестической. На установлении одной из этих форм и их разновидностей базируются диагностика локализации, объема поражения, а значит и предположительный прогноз патологического состояния.

Таким образом, афазия характеризуется разрушением речевого мышления, которое заключается как в нарушенном понимании больным человеком обращенной к нему речи, так и различными собственными речевыми дефектами. Этот синдром, именуемый еще сенсомоторной афазией, возникает в результате поражения коры и определенных зон подкорковых структур в левом (у правшей) полушарии головного мозга. При этом в симптоматике синдрома имеет преобладающее значение один из компонентов — моторный, при котором нарушена экспрессивная речь, или сенсорный, представляющий собой расстройство речи импрессивной.

Афазию необходимо дифференцировать с такими речевыми расстройствами, возникающими при поражениях мозга, как:

  • расстройства в произношении без нарушений слухового речевого восприятия, а также речевого восприятия в письменном виде и при чтении (дизартрии);
  • отсутствие или грубое врожденное нарушение речи при наличии нормального слуха и первичного интеллекта, обусловленное поражением речевых центров в коре мозга (алалии).

Этиология

Расстройства речи могут встречаться при различных церебральных патологиях. В качестве основных причин выступают:

  • Острые цереброваскулярные заболевания;
  • Травмы головы;
  • Нейроинфекции;
  • Токсическое влияние на ЦНС;
  • Нейродегенеративные болезни;
  • Церебральные новообразования.

Чаще всего наблюдается афазия после инсульта в системе arteria cerebri media доминантного полушария.

Этиология церебральных поражений определяет различия в клинической картине фазисных расстройств. Примером могут служить существенные отличия проявлений афазии при инфаркте мозга и геморрагическом инсульте.

Афазии преимущественно отмечаются у взрослых. Диагноз «афазия» у детей правомочен, если уже была сформирована речевая деятельность. При задержке развития речевых центров диагностируется дислалия, полное отсутствие речи у ребенка в возрасте, когда она должна была сформироваться, называется алалией. Наиболее распространенной причиной алалии и дислалий служит перинатальная патология нервной системы. Чаще всего патология устной речи сопровождается расстройствами чтения (алексией), письма (аграфией) и счетных операций (акалькулией).

Методы диагностики

Если у пациента подозревается афферентная моторная афазия или иное аналогичное заболевание, тогда он будет направлен врачом на диагностику. Важно будет установить конкретный тип речевого расстройства, определить его характер и величину поражения мозговых тканей. Для этого понадобятся конкретные исследования, при помощи которых можно точно понять, с чем именно приходится иметь дело.

Методы диагностики:

  • Консультация логопеда. Врач обнаружит расстройства со стороны речи, которые укажут на моторную афазию. Специалисту удастся определить, что имеются затруднения в переключении между артикуляционными позами. Человек может постоянно повторять один и тот же слог, пытаться с помощью эмоций и отдельных звуков выразить мысль. При диагностике письменной речи могут быть найдены дислексия и дисграфия вторичного характера.

  • МРТ головного мозга. Данное исследование является информативным и при этом безопасным для пациента. С его помощью удастся понять, что именно нарушило естественную работу головного мозга. Это может быть киста, гематома или абсцесс. Также на снимках получится выявить зоны инсульта, воспалительные и демиелинизирующие процессы.
  • Консультация у невролога. Удастся выявить наличие дисфункции лицевого нерва, а также присутствие центрального гемипареза. Благодаря полученным сведениям можно понять, что очаг поражения находится в левом полушарии, непосредственно в области моторной коры.

  • Исследование церебральной гемодинамики. С его помощью можно оценить характер и степень нарушения мозгового кровотока. Будет выполняться дуплексное сканирование, УЗДГ церебральных сосудов, а также МРТ в режиме ангиографии.
  • Анализ спинальной жидкости. Ликвор получают при помощи люмбальной пункции. Обследование проводится для того, чтобы можно было выявить инфекционный и воспалительный процесс. При помощи анализа можно определить тип возбудителя, который привёл к появлению инфекции.

Афазия моторная требует своевременного лечения, потому как без него болезнь будет прогрессировать. Человеку не следует ждать, пока здоровье самостоятельно восстановится.

При моторной афазии в обязательном порядке нужно обращаться к врачу и чётко следовать его рекомендациям. В иной ситуации поражение головного мозга может усугубиться, что приведёт к значительному ухудшению ситуации.

Способы лечения

Афферентная моторная афазия требует комплексного лечения. Оно будет проходить исключительно под контролем врача. При этом важно будет подобрать схему для конкретного человека, чтобы можно было значительно улучшить состояние здоровья. В первую очередь нужно бороться с болезнью, которая привела к моторной афазии. Допустим, если это был инсульт, тогда нужно будет восстановить естественное кровообращение или устранить последствия кровоизлияния.

Когда в головном мозге имеется опухоль, может потребоваться оперативное вмешательство.

При этом человеку при моторной афазии в обязательном порядке назначат медикаменты, которые восстановят функции центра Брока. С их помощью можно будет улучшить метаболизм нейронов, отвечающих за речевой аппарат. Могут потребоваться нейропротекторы, вазоактивные препараты, витамины, а также ноотропы. При этом пациент будет нуждаться в психотерапевтической поддержке, потому как он находится в сложном состоянии.

Для восстановления речевой функции при моторной афазии будут назначены логопедические занятия. На них будет проводиться коррекция речи, при этом человеку придётся преодолевать различные трудности. Непосредственно нужно будет учиться переключать артикуляционные позы, предупреждать аграмматизмы и восстанавливать звуко-буквенный анализ. Реабилитация будет проводиться в несколько этапов, при этом схема подбирается в зависимости от степени речевого дефекта.

Афазия может быть: сенсорномоторной, семантической, общей, тотальной и еще много других видов. Это заболевание может возникнуть даже у детей. Не оставляйте симптомы без внимания, обращайтесь к врачу.

При моторной афазии у человека будут все шансы восстановить речь, если тщательно пройти лечение. Важно понимать, что реабилитация может занять не один месяц, некоторым людям для устранения дефектов требуется несколько лет. Конкретный прогноз моторной афазии смогут сделать только врачи, ориентируясь на состояние пациента. При этом учитываться будет возраст человека, первопричина заболевания, а также качество лечения.

Классификация

Классификация афазии – один из самых распространенных вопросов, который поднимался множеством исследователей. Выделяли различные виды нарушений, основываясь на анатомических, психологических или лингвистических критериях.

Но больше всего на данный момент ссылаются к распределению афазии по А.Р. Лурия, которое основывается на расположении очагов нарушения, протекающих в главном полушарии. Исходя из этой классификации, выделяют следующие типы афазий:

  • моторная афазия: эфферентная; афферентная.
  • акустико-гностическая афазия;
  • акустико-мнестическая афазия;
  • амнестико-семантическая афазия;
  • акустико-мнемическая афазия
  • динамическая афазия.

Если происходит нарушение в нижнем отделе прематорного участка, который также называется зона Брока, то развивается эфферентная моторная афазия (афазия Брока). При формировании афазии Брока проявляется кинетическая артикуляционная апраксия, которая не позволяет человеку осуществить переключение между разными артикуляциями.

Если наблюдается патология нижнего отдела постцентральной коры, что присоединяется к роландовой борозде, наблюдается затруднительный поиск артикулярного положения, которая нужна, чтобы произнести определенный звук. При данных изменениях формируется афферентная моторная афазия.

Сенсорная афазия возникает при поражении района задней трети верхней височной извилины, которая называется зона Вернике. Данная патология наблюдается нарушением фонематического слуха, происходит сбой в анализирующей и синтезирующей способности, что формирует патологию восприятия речи. Другое название — акустико-мнестическая афазия.

Если происходит поражение переднетеменных или задневисочных отделов коры мозга, формируется амнестико-семантическая афазия. При этом начинается сбой в работе памяти, что вызывает за собой сбой воспоминаний элементарных предметов или действий, а также рушится осознание грамматической конструкции.

Поражение заднелобного отдела головного мозга, подводит к развитию динамической афазии. В результате чего происходит патология построения правильного высказывания, а также страдает реализация речи.

Могут наблюдаться смешанные виды афазии. Их характеристика напрямую зависит от пересекающихся форм афазии.

Из-за чего при инсульте возникает афазия

В человеческом мозге имеется несколько связанных между собой центров, отвечающих за устную речь: за ее понимание, воспроизведение, анализ сложных речевых конструкций, возможность построения правильных предложений. Все они связаны между собой нервными волокнами, и расположены, в основном, в центральной части мозга, а также в височной и теменной долях. Часть этих речевых центров симметрична в обоих полушариях (то есть они дублируются в каждом из них), но есть и такие участки, которые у правшей имеются только в левом полушарии, а у левшей – в правом.

Когда происходит инсульт, отмирает какой-то участок мозга. Если гибель произошла в одном из речевых центров, или повредились нервные окончания, связывающие эти зоны, развивается афазия. Таким образом, афазией называется нарушение понимания или воспроизведения уже сформированной устной речи, иногда вплоть до полного ее отсутствия. Если нарушение касается письменной речи, то такой неврологический синдром уже будет носить другое название (алексия, аграфия).

Диагностика речевых расстройств

В неврологии специалисты не склонны долго опрашивать пациента, чтобы дифференцировать вид речевого расстройства. После быстрого осмотра, определения вида афазии, пациента отправляют на нейровизуализацию (компьютерную или магнитно-резонансную томографию) для выяснения причины. Но это в корне неверно. Адекватная логопедическая диагностика дает возможность следить за динамикой пациента, помогает понять прогноз для жизни и работы.

В остром периоде неврологических заболеваний упражнения максимально упрощены. Логопед должен выяснить, сохранены ли следующие аспекты речи:

  • Понимание – больного просят повторить элементарные команды (закрыть глаза, показать язык), потом задание усложняют (дотронуться пальцем правой руки до левого уха).
  • Называние – просят назвать реальные предметы, части тела, описать картинки.
  • Повторение – больной повторяет за логопедом отдельные слова, слоги, а потом предложения.
  • Спонтанная речь – пациент должен посчитать от 1 до 10, перечислить дни недели. Потом с ним пытаются вести развернутый диалог.
  • Чтение – сначала дают прочитать отдельные короткие слова, а потом целые абзацы.
  • Письмо – пациент пишет собственные инициалы, простые слова под диктовку. В дальнейшем его просят письменно отвечать на вопросы.

Другие формы патологии

Афазия Брока делится на следующие виды:

  • амнестическая;
  • семантическое заболевание;
  • тотальное нарушение.

Амнестическая афазия приводит к тому, что теряется номинативный смысл слов. При этой форме пациент не способен назвать определенные предметы. Вызывает нарушения памяти, при которых больной забывает название предмета, но не его функцию. Для таких пациентов свойственно называть предметы по их функции, например, шариковую ручку больной назовет «предметом который пишет». Болезнь также характеризуется способностью вспомнить название предмета, если пациенту подскажут первые буквы или первый слог.

Как следует из названия, семантическая форма патологии сопровождается невозможностью понимания семантики определенных слов или фраз. Эта форма часто сопровождается нарушением понимания именно словосочетаний. Нередко семантическая и амнестическая формы патологии диагностируются одновременно у одного пациента.

Тотальная афазия – это сложная форма патологии, которая развивается из-за обильного поражения мозга. При этом заболевании больной не может воспринимать речь и говорить, а кроме того теряет навыки письма и чтения.

Прогноз

Во многом прогноз при моторной афазии зависит от степени тяжести поражения головного мозга и соответственно клинических проявлений заболевания. Прогноз при формировании у больного моторной афазии условно-благоприятный. Несмотря на то, что заболевание до конца не излечивается, оно не является смертельным, а при своевременной лечебной коррекции метаболических нарушений и проведении полноценной реабилитации, пострадавший вполне может адаптироваться к проявлениям заболевания.

Афазия моторная – это патология, при которой у человека наблюдается трудность с произношением слов, при этом сохраняется возможность понимать других людей.

Болезнь возникает из-за повреждения премоторной области церебральной коры. В основу клинической картины входит затруднение перехода между артикуляционными позициями, а также повторы слов и расстройство письменной речи. Диагноз можно поставить после проведения ряда обследования в больничных условиях.

При этом пациенту важно максимально быстро начать лечение, чтобы была возможность улучшить самочувствие. Обязательно будет выполняться логопедическая коррекция вместе с медикаментозной терапией.

Как могут помочь близкие?

Помощь родственников во время работы пациента с логопедом и психологом может быть действительно неоценимой. Однако им нужно соблюдать определенные правила:

  • Не обсуждать при пациенте его заболевание с третьими лицами.
  • Родственникам нужно стимулировать у пациента желание начать диалог.
  • Ни в коем случае нельзя вместо больного говорить трудные слова.
  • При затруднениях в выполнении предписаний врача человеку нужно помочь. Все нужно тщательно пояснять и контролировать.
  • С больным нужно постоянно общаться. Это поможет предотвратить появление других нарушений речи. Ни телевизор, ни газеты не смогут заменить живой разговор с человеком.
  • Во всем должно проявляться терпение, даже если приходится одни и те же вещи объяснять по несколько раз.

Восстановление речи

Лечением афазий занимаются врачи – логопеды. Это очень длительное мероприятие, требующее терпения и времени. В отдельных случаях есть надежда на спонтанное восстановление речевых навыков.

В первую очередь требуется лечение основного заболевания, ставшего причиной утраты речи. Кроме занятий с логопедом, больному прописывают медицинские препараты, улучшающие мозговой кровоток. Близкие пациента тоже могут принять участие в процессе восстановления, следуя следующим правилам при общении с ним:

  • Упрощать и сокращать предложения;
  • Сохранять стиль общения как со здоровым человеком;
  • Не поправлять речь больного;
  • Дать время больному на формулирование предложения;
  • Применять в общении все виды коммуникации (речь, жесты);
  • Вовлекать больного в беседу.

Осложнения

— Депрессия.

Поскольку потеря способности общаться может быть разрушительным опытом, депрессия является распространенным осложнением афазии. Кроме того, многие состояния, связанные с заболеванием, такие как инсульт или болезнь Альцгеймера, могут изменить химический состав мозга человека, делая человека более уязвимым депрессии.

— Катастрофическая стрессовая реакция.

Многие люди с афазией испытывают повторяющиеся эпизоды того, что называется катастрофической стрессовой реакцией. Это когда человек внезапно испытывает всепоглощающее чувство разочарования, гнева, депрессии или общих чувств из-за того, что не могут справиться со своей непосредственной ситуацией.

Признаки катастрофической реакции включают:

  • тревожность;
  • агрессия;
  • плачет или неудержимых смех;
  • крики;
  • упрямство.

Катастрофическая реакция часто запускается, когда человек с афазией остро осознает свои трудности в общении. Поэтому это может произойти в начале курса речевой и языковой терапии.

Если кто-то из близких испытывает катастрофическую реакцию, вы должны сохранять спокойствие, насколько это возможно, и пытаться убедить его, что эти чувства пройдут и что все будет хорошо.

Факторы риска

Не всегда то или иное событие провоцирует развитие афазии, поскольку существуют определенные факторы риска, при наличии которых вероятность заболевания значительно повышается. К таковым относят:

  • пожилой возраст (восстановление речи у молодых людей проходит значительно быстрее, чем у пожилых);
  • развитие гипертонической болезни;
  • церебральный атеросклероз;
  • разного рода травмы головы (причем даже давние);
  • пороки сердца ревматического характера.

Особенности течения недуга

Причины заболевания также влияют и на течение афазии. Помимо этого, влияние оказывают обширность и локализация поражения мозга, премобидный фон (состояние организма до момента заболевания) и компенсаторные возможности пациента. Например, если причиной афазии является кровоизлияние в мозг, то тяжесть заболевания будет более высокой, чем при атеросклерозе или тромбозе.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист — в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Предлагаем ознакомиться Пузырчатка во рту фото у взрослых

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.