Синдром Аспергера у взрослых. Что это такое, симптомы, тесты, лечение

Симптомы синдрома Аспергера у взрослых проявляются, как шизоидное расстройство личности, сопровождается перечнем однотипных ритуалов и замкнутым кругом интересов. Развивается с раннего детского возраста и является хроническим заболеванием психики.

Знакомство с болезнью

Синдром Аспергера представляет собой психическое расстройство, характеризующееся, прежде всего, проблемами социальной адаптации и стереотипным поведением, но не сопровождающееся умственной отсталостью и речевым недоразвитием. В отдельных случаях такие больные, наоборот, обладают высоким интеллектуальным уровнем.

Впервые о синдроме услышали в середине 20 века, когда австрийский психиатр, педиатр Ганс Аспергер исследовал и описал четырех детей с проблемами социального взаимодействия. Они испытывали сложности в налаживании бессловесного контакта с людьми, отличались эмоциональной скупостью и неспособностью сопереживать другим, а также проявляли некоторую неуклюжесть в движениях.

Кроме того, симптомы данного расстройства проявлялись и у самого его первооткрывателя.

Обнаруженный синдром врач обозначил как аутистическая психопатия. Он рьяно и подобострастно защищал свои «находки», говоря о том, что люди с аутистической психопатией, пройдя через большие трудности в детстве, занимают определенную ячейку в обществе и вносят свой вклад в его развитие. Ученый считал, что такие больные обладают особым складом мышления и в дальнейшем могут достичь значительных высот.

В 90-х годах расстройству было присвоено его современное название: синдром Аспергера. Понятие выделили в самостоятельный диагноз и сформулировали его основные критерии.

В настоящее время Международная классификация болезней отвергает этот термин. Расстройство зашифровано под кодом «Шизоидное расстройство детского возраста».

Одна из теорий возникновения заболевания основана на наследственном факторе. Считается, что, если у ребенка имеются больные родственники, особенно отец, у него есть повышенный риск заработать расстройство.

Предполагается, что еще внутриутробно под воздействием тератогенных, то есть разрушающих, факторов, у плода формируются аномалии и пороки развития. Они приводят к патологической миграции эмбриональных клеток, вызывающих изменения в структуре головного мозга. Последние, в свою очередь, нарушают нейронные пути, отвечающие за мышление и поведение.

Немедикаментозное лечение заболевания

Люди с синдромом Аспергера зачастую просто не понимают своего состояния, хотя зачастую сильно от него страдают. Именно поэтому терапия заболевания должна быть основана на смягчении проявляющихся симптомов, которые оказывают негативное влияние на качество жизни, образовательные способности ребенка или взрослого человека, обучаемость коммуникационным, речевым и социальным навыкам, которые соответствуют возрасту больного.

Синдром Аспергера является сравнительно неизученным заболеванием, поэтому какой-то единой схемы лечения не существует. В связи с этим лечение должно быть строго индивидуальным, без использования стереотипных терапевтических методик. Оно должно быть основано на мультидисциплинарной оценке.

Немедикаментозное лечение заболевания должно согласовывать виды терапий, которые будут корректировать симптомы, в том числе отсутствие коммуникационных способностей, повторяющиеся и навязчивые действия.

Синдром Аспергера имеет, как правило, ту же схему лечения, что и в случае с высокофункциональными нарушениями аутистического спектра. Единственная разница в том, что терапия в нашем случае должна учитывать речевые способности, сильные стороны в этой сфере, а также слабость в сфере невербальной коммуникации.

В большинстве случаев, терапевтическая программа будет состоять из следующих пунктов:

  • Тренировка социальных навыков, которая позволяет развить высокоэффективные межличностные взаимодействия, с которыми люди с синдромом Аспергера испытывают определенные проблемы.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Процедуры такого типа позволяют улучшить управление стрессом, который был вызван взрывными эмоциями или страхом, а также «отмотать назад» повторяющиеся действия.
  • Терапия сопутствующих заболеваний (тревожный невроз, депрессивные состояния).
  • Лечебная физкультура. Лечение физкультурой позволяет улучшить сенсорную интеграцию.
  • Улучшение способностей к социальным коммуникациям с помощью логопедических тренировок, специальных программ, рассчитанных на нормализацию диалога.
  • Тренинги и поддержка больных. Люди с синдромом Аспергера должны улучшать свои поведенческие техники для бытового применения.

Эволюция симптомов

Синдром Аспергера у детей проявляется еще в раннем возрасте. Расстройство диагностируется чаще у мальчиков. Соотношение случаев синдрома среди мальчиков и девочек соответствует 2:1.

Синдром Аспергера или, как его еще называют, синдром Инопланетянина относят к расстройствам аутистического спектра. Болезнь считают наиболее благоприятной и функциональной его формой и нередко называют высокофункциональным аутизмом.

Однако, несмотря на это, многие аспи, как они сами себя прозвали, очень обижаются, когда их причисляют к аутистам.

Болезнь начинает развиваться еще в младенческом возрасте, но в этот период ее достаточно сложно диагностировать. Это связано с тем, что расстройство проявляет себя через социальные коммуникации, а этому возрасту они еще не свойственны.

Среди косвенных проявлений расстройства в младенчестве можно выделить:

  • проблемы со сном – дети плохо засыпают и спят беспокойно. Сон их поверхностный и чуткий, они реагируют на каждый звук и шорох. Ночью спят мало;
  • чрезмерное спокойствие либо, наоборот, повышенная подвижность;
  • слишком капризны;
  • привередливы в еде;
  • отставание в психомоторном развитии. Ребенок медленно осваивает главные навыки: хождение, приучение к горшку, элементарные игры.

У детей с синдромом Аспергера слабо развита жестикуляция и мимика. Если большинство ребятишек старше годовалого возраста в ответ на приветственный взмах рукой взрослого повторяют за ним этот жест, то у маленьких аспи этого не происходит. Им сложно устанавливать контакт глаза в глаза, мимика их очень бедная. Они очень чувствительны к прикосновениям других людей – чужие касания для них неприятны и вызывают негативные эмоции.

Дети-аспи с трудом воспринимают режим в детском саду. Кормить их в определенное время или укладывать спать становится настоящей проблемой. Родителей они отпускают с трудом, плачут и цепляются за них.

Девушка с синдромом Аспергера, будучи взрослой, вспоминает свое пребывание в садике как адскую пытку. Она практически все время сидела на одном месте или смотрела в окно. Ей сложно было понять правила, которым нужно следовать, и это раздражало ее. Если кто-то прикасался к ней, это приводило ее в ужас.

Игры других детей она не понимала. То, над чем смеялись они, у нее не вызывало подобных эмоций. Именно в садике она впервые почувствовала себя инопланетянином. Создавалось впечатление, что ее высадили на незнакомой планете с чужой культурой, обычаями и традициями.

Как определить синдром Аспергера


Современные светила психиатрии описывают расстройство, рассматривая их через триаду основных признаков:

Трудности социально-коммуникативного плана

Людям с Аспи очень сложно выражать и проявлять себя, как индивидуума в социально-эмоциональном плане. Чтобы понять, что такое синдром Аспергера простыми словами, познакомьтесь с самыми распространенными проявлениями таких больных. Они:

  • не понимают жесты, тон голоса, мимику собеседников;
  • не могут определить, когда начинать и заканчивать общение/разговор;
  • не способны определить, какая тема под разговор подходящая и интересная;
  • применяют чересчур сложные словосочетания, но не полностью осознают их значение;
  • слишком «буквальны», с трудом воспринимают шутки, им недоступен сарказм и сложные метафоры.

Трудности восприятия мира (пространственное и чувственное)

Асперы стремятся быть общительными, завязать какие-то социальные отношения, но, сталкиваясь с непониманием поведения окружающих, становятся замкнутыми. Им присущи следующие черты:

  • непонимание «личного пространства»;
  • холодность в отношениях любого плана;
  • некорректность в поведении и разговоре;
  • безразличие, отчуждение, отстраненность от окружающих;
  • неспособность придерживаться принятой дистанции и приличий.

Неспособность к социальному воображению (дефицит эмоций)

Больные синдромом Аспергера могут похвастаться развитым воображением. Но они не умеют «подключать» его к обыденности. Для них проще прислушаться и подчиниться правилам логики. Асперам свойственно:

  • абсолютно не осознавать точку зрения окружающих;
  • затрудняться в предугадывании каких-либо будущих событий;
  • больше заниматься логическими действиями без участия творческих посылов;
  • не воспринимать эмоциональный фон, который толкает людей на определенные поступки;
  • непонимание, что хочет рассказать собеседник, если тот использует в общении мимику и жесты.

Иные признаки, характеризующие синдром Аспергера

Помимо трех основных разрядов, свойственных людям с Аспи, о присутствии патологии свидетельствуют и иные признаки. Они в той или иной степени наблюдаются у каждого такого человека:

Создание определенного порядка. Когда аспер сталкивается с непонятным, запутанным миром, он на подсознательном уровне пытается привести окружение в свойственный именно ему порядок. Помогают в этом создание шаблонных правил. Если заведенный порядок что-то либо кто-то нарушает, люди с Аспи приходят в ярко-выраженное беспокойство.

Например, изменение времени работы, задержка поезда, автобуса. Асперы предпочитают ходить в магазин или на службу только по одному маршруту, если что-то меняется, это приводит их в сильное расстройство.

Особенные увлечения. Люди с синдромом Аспергера чаще увлекаются собиранием или коллекционированием. Эти личности с увлечением будут находить информацию, изучать все, что касается их любимого хобби.

Асперы отличаются исключительными, очень глубокими и обширными знаниями в том, что их по-настоящему увлекает и интересует.

Трудности с сенсорикой. Сенсорные затруднения у асперов проявляются в каком-либо виде ощущений. Может страдать:

  • вкус;
  • слух;
  • зрение;
  • осязание;
  • обоняние.

Одно из этих чувств либо слабочувствительно (неразвито), либо сверхчувствительно. Больных могут раздражать неспецифичное освещение, громкие звуки, сильный аромат, определенные поверхности. Чтобы снять возникающий стресс больные с синдромом Аспергера, могут кружиться или равномерно раскачиваться на одном месте долгое время.

Повышенная сенсорная восприимчивость создает трудности таким личностям и в восприятии собственного тела. Некоторым асперам очень проблематично переходить из комнаты в другое помещение, обходить препятствия. Вызывают трудности и действия, требующие мелкую моторику (завязывание шнурков, застегивание пуговиц).

Характеристика расстройства

Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4 – 12 лет. Заподозрить признаки синдрома Аспергера весьма проблематично в более раннем возрасте. Например, яркий свет, неприятный аромат или резкий звук вызовет плач у ребенка. Но какой другой ребенок прореагируют на внезапное изменение ситуации спокойно? Или родителей может даже радовать, что малыш играет одними и теми же игрушками, не просит покупать новых, быстро обучается, рано начинает говорить, запоминает множество слов, в том числе и иностранных, умеет считать. Возникают предположения – а не гений ли растущий ребенок? Но ситуация начинает кардинально меняться с возрастом. Соответственно, имеются различия в симптоматике синдрома у детей и у взрослых.

Симптомы расстройства у детей

Классически синдром Аспергера у малыша раскрывается к 5 – 6 годам, когда круг его общения постепенно расширяется (школа или подготовительная группа). Ребенку трудно социализироваться в обществе и он часто становится объектом насмешек, издевательств и даже побоев (как со стороны сверстников, так и со стороны, к сожалению, родителей). Симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • Хроническая неуклюжесть

Вследствие повышенной сенсорной чувствительности (особое восприятие звуков, запахов и цвета) у ребенка ослабляется восприятие собственного тела, ему сложно перемещаться из помещения в помещение, он постоянно натыкается на препятствия, не может находиться от другого человека на соответствующем расстоянии (несколько поодаль), возникают проблемы с завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Почерк у ребенка неровный и неаккуратный, за что получает замечания, походка неуклюжая и неустойчивая, часто нарушена осанка.

  • Не участвует в активных и групповых играх

Из-за свое неуклюжести ребенку трудно играть в активные игры, где требуется быстрота, точность и ловкость движений.

  • Односторонние хобби

Увлечение каким-либо предметом может достигать фанатичности. Занятия хобби увлекает ребенка на часы, он концентрируется и сосредотачивается на мелочах и деталях, интерес страстный, порой достигает фанатизма. За феноменальную память и расширенные энциклопедические знания таких детей нередко называют маленькими профессорами. Но в жизни, увы, применить своя познания удается не каждому ребенку с Аспи. Но такие дети часто добиваются успеха в области философии и географии, искусства и математики.

  • Не любит детские мультфильмы

С одной стороны, малыша раздражает громкий звуковой ряд, а с другой стороны у него отсутствует или весьма ограничена эмпатия (способность сопереживать эмоциональному состоянию другого человека). Эмоции и отношения между героями в мультфильме не воспринимаются ребенком.

  • Любовь к определенному порядку

Например, если ребенок привык ходить одной и той же дорогой в школу, то он ни за что не изменит свой маршрут, а в случае необходимости перемены маршрута малыш будет чувствовать растерянность и тревогу. Или, если ребенком в определенные часы занимается мама, а в случае ее отсутствия приходит на смену отец (бабушка, дед, тетя и т. д.) это может привести к бурному протесту, слезам и истерике.

  • Отказ от общения с незнакомцами

Незнакомые люди вызывают у ребенка протест или нежелание общаться (спрятаться за маму, заплакать).

  • Общение с другими детьми

Как правило, такие дети предпочитают игры в одиночку, держатся в стороне от других детей или общаться с более младшими (иногда со взрослыми людьми).

Симптомы расстройства у взрослых

У взрослых с синдромом Аспи труднее диагностировать расстройство, в связи с их более-менее адекватностью оценки собственного состояния, сильных и слабых сторон. При синдроме Аспергера у взрослых ряд симптомов связан с трудностями в социальной адаптации:

  • Трудности в общении с другими людьми

Таким людям сложно найти, да и вообще искать общие интересы с окружающими, они имеют проблемы с невербальной коммуникацией (не смотрят собеседнику в глаза, не понимают мимику и язык телодвижений, не могут понять, что человеку неинтересен разговор).

  • Трудности с поиском друзей и поддерживанием приятельских отношений

Большинство пациентов с подобным расстройством желали бы иметь друзей, но из-за отсутствия эмпатии, интереса к увлечениям и опыту окружающих им трудно найти общие точки соприкосновения и установить дружеский контакт.

  • Незаинтересованность в противоположном поле

Адаптированные взрослые с синдромом Аспи могут завести семью, иметь детей. Но чаще такие люди одиноки.

Несмотря на средний, а нередко и высокий интеллект и высокий профессионализм такие люди редко работают в области управления. По большому счету они не стремятся «сделать карьеру», отдают предпочтение монотонной и однообразной работе (с цифрами, компьютерными программами).

Из-за проблем с социальным воображением взрослым с данным синдромом присущи следующие признаки:

  • Не понимают метафор и образных выражений

Как могут быть руки или голова золотыми? Вот же, не из золота, обычный человек. Или если «собака зарыта» — то где она зарыта, кто и зачем ее закопал?

  • Не понимают юмор
  • Не способны отлить ложь от правды.

Кроме того, у взрослых с синдромом Аспи возникают и трудности с сенсорными ощущениями. Они не могут есть необычную пищу (слишком соленая, пряная или острая), она им кажется гадостью. Не могут пить чай или кофе – слишком горько, не пьют сок – слишком едко. Даже удобная одежда из натуральных материалов им доставляет неудобство и боль.

Нередко люди с данным расстройством принимаются обществом как невежливые и невоспитанные, или даже грубые личности:

  • «человек Аспи» говорит то, что думает, то есть «режет правду – матку», не задумываясь об уместности своих высказываний;
  • нередко выдают замечания в тех случаях, когда по этикету положено не замечать нерасторопности собеседника (например, «как это вы умудрились просыпать соль на стол?»);
  • не могут поддерживать светский разговор;
  • не стараются, да и не желают произвести «хорошее впечатление»;
  • способны внезапно прервать разговор и уйти (потому как собственные переживания сильнее).

Помимо прочего, такие взрослые отличаются любовью к строго заведенному порядку (полотенца в ванной должны висеть на одном уровне, чашки в шкафу повернуты ручкой в одну сторону). Им трудно перестраивать, если это необходимо (авралы, срочная работа) свой рабочий график. Не любят, когда пользуются их вещами – это нарушение границ жизненного пространства человека с Аспи. Также такие пациенты крайне мнительны и подозрительны. Придя на прием к врачу он несколько раз спросит, мыл ли доктор руки перед осмотром и стерильные ли у него инструменты.

В чем опасность синдрома Аспи

Безусловно, данное расстройство не представляет прямой угрозы жизни и здоровью пациента. Большинство людей, которые прошли социальную адаптацию еще в детстве, нашли свое предназначение в жизни, успешную работу и создали семью. Тем не менее, люди с синдромом Аспи, не прошедшие необходимую коррекцию расстройства, подвержены следующим рискам:

  • отсутствие своего места в жизни, попадание в асоциальные слои;
  • одиночество, депрессия и тревога, которые требуют серьезного медикаментозного лечения;
  • нередко развиваются навязчивые и фобические состояния, которые с трудом корригируются.

Запущенные случаи сопутствующих расстройств часто служат причиной суицида. Люди с синдромом Аспи, как раньше было принято считать, не маньяки, склонные к насилию и агрессии, а скорее жертвы. Ведь даже став взрослым, в «нормальном и воспитанном» обществе такой человек в лучшем случае становится белой вороной, в худшем случае изгоем.

Сильные и слабые стороны

Безусловно, все люди разные, и, конечно, сильно различаются и люди с синдромом Аспи. Тот или иной признак («плохой» или «хороший») может быть у одного пациента проявляться сильнее, а у другого, напротив, отсутствовать. Например, пациентам с данным расстройством нередко присуща неуклюжесть, но некоторые из них становятся прекрасными танцорами.

Сильные стороны

  • Уровень ума и памяти, специальный интерес
    • хорошо развитый интеллект, часто достаточно высокий;
    • развитая разговорная речь, широкий словарный запас;
    • умение откладывать в памяти большой объем информации, особенно по темам специального интереса (увлечений);
    • умение мыслить визуальными картинками;
    • независимо и самостоятельно обучаются;
    • мышление нешаблонное, отличается нестандартными подходами.
  • СосредоточенностьН
    • умеют и предпочитают заниматься делами в одиночестве;
    • особый интерес в малоисследованных областях науки;
    • умение длительно сосредотачиваться на чтении, писании, проведении опытов;
    • не расходуют время на те виды деятельности, которыми интересуются нейротипичные (обычные – так их называют пациенты) люди.
  • Внимательны в деталях
    • замечают мелкие, и, казалось бы, несущественные детали в идеях и теориях, книгах и фильмах;
    • отлично выполняют однотипные задачи, где необходимо соблюдать точность, правильность и порядок выполнения;
    • серьезно относятся к работе, стремятся к качественному выполнению.
  • Своеобразный юмор
    • любовь к игре слов, каламбурам;
    • предпочтение к сарказму и сатире.
  • Прямота
    • говорят только правду, не умеют лгать, даже если это вредит личным интересам или невежливо;
    • нуждаются в правилах, точно их соблюдают.
  • Желание общаться
    • отдают много сил для приобретения социальных навыков;
    • не отступают перед непониманием и неудачами;
    • вера (вплоть до наивности) в светлое в людях;
    • спокойно воспринимают причуды и недостатки других людей, верны и искренни в дружбе и любви.
  • Честность, справедливость
    • достаточно терпимы, не признают условностей;
    • на несправедливость реагируют резко и порой бурно;
    • заботятся о других, хотя и нетипичными способами;
    • защищают изгоев, угнетенных и прочих «белых ворон»;
    • любят и защищают животных.

Слабые стороны

  • трудности в понимании «общей» картины;
  • отсутствует мотивация к занятиям, которые не затрагивают специальную сферу интереса;
  • не воспринимают чужие эмоции;
  • не признают «неписаные» социальные правила, поэтому выглядят бестактными и грубыми;
  • трудности в обработке визуальной и слуховой информации;
  • проблемы с выделением и обобщением важных данных в беседе;
  • чрезмерная честность, даже во вред себе;
  • уязвимы в стрессе, что ведет к эмоциональным и психологическим проблемам;
  • с трудом принимают критику, предложения и помощь от окружающих;
  • проблемы со сном;
  • проблемы с обобщением концепций, навыков;
  • отсутствует способность выражать сочувствие окружающим принятым образом;
  • трудности с фильтрацией внешних стимулов, например, шумы на заднем фоне (тиканье часов, дождь за окном и прочее.

Вопрос – ответ

Вопрос:
Какое при синдроме Аспергера проводится лечение и необходимо ли оно?

Специального лечения при данном расстройстве не существует. Пациента наблюдает психиатр и при необходимости назначает медикаментозные средства для купирования возникающих психических проблем (тревожность, нарушения сна, фобии). Упор делается в основном на немедикаментозную терапию, призванную социально адаптировать пациента к существованию в обществе (ЛФК, психологические тренинги, методы развития коммуникации, поведенческая терапия, занятия с логопедом). Также рекомендуется специальное питание, как правило, пища должна быть простой и раздельной, без приправ и разных изысков.

Вопрос:
Можно ли избавиться от данного расстройства?

Нет. Дети с синдромом Аспи вырастают во взрослых с синдромом Аспергера. Данный синдром остается на всю жизнь, но пациента можно успешно компенсировать, особенно если он выберет подходящую для своего диагноза работу.

Вопрос:
Как жить с «человеком – аспергером»?

Совместное проживание, особенно брак с таким человеком представляет огромную сложность, но не только и для здоровой стороны, но и для «аспергера». Старайтесь не обращать внимания на его «причуды» — ведь они только для вас являются причудами и капризами. Прощайте ошибки и неуклюжесть, не акцентируйтесь на его особенностях. Где-то необходимы легкие насмешки и тычки, где-то небольшая хитрость.

Вопрос:
Передается ли заболевание по наследству?

Скорее да, чем нет. Ученые склоняются к наследственной предрасположенности данного расстройства, но даже если супруг/а – «аспергер», совсем не обязательно, что дети унаследуют этот синдром.

Описание заболевания

Синдромом Аспергера называют форму аутизма, являющуюся пожизненной дисфункцией, которая оказывает влияние на восприятие человеком мира, обработку полученной информации и отношение к окружающим людям. Данную патологию часто называют «скрытой дисфункцией», поскольку выявить ее по внешним признакам невозможно.

Это заболевание может иметь разные проявления, но обычно оно затрагивает три области:

  • социальная коммуникация. У больных возникают трудности с пониманием тона голоса, жестов, выражения лица и т.д. Таким людям сложно выбирать тему для разговора, они часто не могут понять, что собеседнику наскучила беседа. Пациенты с синдромом Аспергера совсем не понимают сарказма и шуток, они не воспринимают метафоры, не понимают анекдоты. С самого рождения и на протяжении всей жизни у больного синдромом Аспергера наблюдаются необычные особенности речи. Вербальное общение не воспринимается таким человеком как инструмент социального взаимодействия. В их понимании речь нужна лишь для того, чтобы сообщить о конкретных фактах и действиях;
  • социальное взаимодействие. Люди с этой разновидностью аутизма хотят быть общительными, но из-за особенностей патологии не могут поддерживать социальные отношения с окружающими. Им сложно заводить знакомства и поддерживать дружбу. Больные не понимают нормы поведения, которые остальные считают «неписаными». То есть, они могут завести неуместный разговор или в процессе беседы стоять слишком близко к собеседнику, нарушая личное пространство человека. Поведение таких людей очень часто бывает некорректным, по мнению большинства здоровых людей;
  • социальное воображение. Трудности возникают лишь в представлении точки зрения других людей и составлении прогнозов, при этом люди с синдромом Аспергера могут быть отличными художниками, музыкантами или писателями.

Кроме того, для данного синдрома характерна любовь к определенному порядку. Больные устанавливают собственный распорядок дня, который в их понимании, делает мир менее запутанным. Они могут работать только в установленное время, непредвиденное опоздание или задержка на работе вызывает сильнейшее волнение и тревогу. Больные люди ходят домой, на работу или учебу только по одной дороге, а также придерживаются других шаблонов поведения.

Часто синдром Аспергера сопровождается сильнейшим интересом к определенной области жизни или виду деятельности. Подобная одержимость сохраняется на протяжении всей жизни. Будучи ребенком, больной может интересоваться поездами, компьютером или чем-то другим. По мере взросления такие люди сосредотачиваются на изучении всего, что связано с интересующей темой. Если у них имеется серьезный стимул, то человек с синдромом Аспергера может успешно работать в кругу своих интересов.

Нарушено у больных этим синдромом и сенсорное восприятие. Чувствительность может быть слишком низкой или высокой. Чаще всего затрагивается одна из систем: зрение, обоняние, вкус и тактильные ощущения. Но у некоторых больных может быть нарушенной каждая из этих функций.

Причины развития синдрома Аспергера до сих пор не выявлены. Но большинство исследователей сходятся в едином мнении, что вины человека в этом нет. То есть, данное заболевание не возникает из-за неблагоприятных социальных обстоятельств или педагогической запущенности. Оно появляется на этапе формирования мозга во внутриутробном периоде, а привести к нарушениям развития центральной нервной системы могут наследственные факторы, плохая экология, инфекционные заболевания и т.д.

Стадии и степени

Синдром Аспергера у взрослых, симптомы которого типичны для психического расстройства формирования личности, разделяют на стадии его развития. Тяжесть заболевания напрямую зависит от стадии болезни, которая характеризуется поведенческими нарушениями, присутствующими у взрослого человека.

Выделяют следующие стадии синдрома Аспергера:

  • 1 стадия – взрослый больной проявляет ограниченную эмпатию к окружающему миру и к близким родственникам, но по отношению к незнакомым людям коммуникационные связи слабые (пациент разговаривает только с теми людьми, которые ему нравятся), круг интересов достаточно широк;
  • 2 стадия – эмпатия присутствует, но только к членам семьи, к окружающему миру и посторонним людям больной безразличен, ежедневно выполняет от 6 до 10 видов однотипных действий ритуалов;
  • 3 стадия – взрослый больной не реагирует на попытки родственников наладить с ним общение, заинтересовать его тем или иным действием, является замкнутым, имеет ограниченный круг интересов, не способен передавать своё настроение мимикой лица, либо же строить длинные монологи;
  • 4 стадия – в сочетании с выраженной замкнутостью и отсутствием способности к невербальной коммуникации, присоединяется физическая неуклюжесть, которая выражается в небрежности походки, краткосрочном и внезапном нарушении координации движений, сокрушении рядом находящихся предметов.

Во время проведения дифференциальной диагностики нет необходимости устанавливать стадию развития синдрома Аспергера. Большинство взрослых людей, страдающих от этого заболевания психики, уже имеют признаки 3-4 стадии расстройства личности.

Болезнь хроническая и начинается с раннего детского возраста, поэтому до момента полового созревания уже присутствует весь спектр поведенческих нарушений и физическая неуклюжесть.

Типичные признаки

Сложностей добавляет неумение устанавливать невербальный контакт, то есть с помощью мимики, языка тела и жестов. Поэтому такие дети сложно налаживают контакт со сверстниками. Здесь возможно два варианта: либо ребенок вообще не взаимодействует с другими детьми, либо формируется однобокое общение, когда ребенок-аспи высказывает собеседнику свои мысли, рассказывает о своих интересах, но совсем не слушает товарища, не дает ему вставить слово. Со стороны такое поведение выглядит как проявление эгоизма и бесчувственности.

Иногда такие дети вполне способны заводить приемлемые беседы, но только с отдельными лицами, которые оказались у них в любимчиках.

Речь у ребенка с синдромом Инопланетянина формируется в срок и развивается вполне нормально, в отдельных случаях превосходя ее уровень у обычных детей. Такие малыши обладают богатым словарным запасом с литературным оттенком, из-за чего их речь называют академической. К тому же многие из них достаточно словоохотливы.

Однако речь не лишена и некоторых недочетов. Часто страдает интонационная её сторона, она может быть слишком громкой и резкой, быстрой, вскрикивающей. Темы разговора сменяются внезапно, без смысловых переходов.

Наблюдается монологичное, однобокое словотечение. То есть, ребенок изрекает длительный монолог, не следя за тем и не понимая, интересно ли это собеседнику. Порой это приводит к тому, что до слушателя смысла сказанного не доносится.

Несмотря на богатую речь, дети-аспи лишены возможности понимания и восприятия абстрактности высказывания. Они не воспринимают юмор и иронию. Даже если логически они понимают, что это смешно, они не испытывают привычного удовлетворения и наслаждения смехом и шутками. Любой текст они воспринимают буквально, не способны «читать между строк» и увидеть скрытый смысл.

Девушка рассказывала, что в детстве она прочла множество брошюр с анекдотами и юмористическими история, которые затем рассказывала своим родственникам. Таким образом она пыталась понять, что является для людей смешным.

Медикаментозное лечение

Лекарственное лечение позволяет в ряде случаев целенаправленно воздействовать на симптомы синдрома Аспергера, вне зависимости от того, какие причины его вызвали. Современные исследования медикаментозной терапии заболевания ограничены. Вместе с этим, обязательно необходимо проводить лечение сопутствующих болезней. Из-за того, что синдром Аспергера вызывает у человека дефицит в определении своих же эмоций, а также в наблюдении воздействия собственного поведения на других, ему достаточно сложно осознать необходимость и принять медикаментозное лечение.

Комбинация лекарственных средств, нелекарственного лечения и аккомодации положительно сказывается на избавлении от сопутствующих недугов и выраженных симптомов: тревожный невроз, депрессии клинического типа, агрессивное поведение, невнимательность.

Синдром Аспергера в нашей стране зачастую лечат с применением атипичных антипсихотиков (оланзапин, рисперидон). Они способны «смягчать» сопутствующую симптоматику заболевания. Но врачи их назначают, опираясь на несколько факторов: возраст, причины развития болезни, выраженность симптомов. Особенно эффективен против повторяющейся рутины Рисперидон (в том числе против агрессивного поведения, импульсивности, самоповреждения, стереотипного поведения.

Зачастую синдром Аспергера лечат с применением селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. К этой категории лекарств относят флуоксетин, флувоксамин, сертралин. Эти лекарственные препарата доказывают свою эффективность при терапевтическом воздействии на повторяющиеся действия и при ограничении линии поведения у человека.

Когнитивные и двигательные особенности

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Новые публикации

  • Портативный прибор для определения бактерий уже существует

  • Новое применение нестероидных противовоспалительных препаратов

  • Тыква при атрофическом и гастрите с повышенной кислотностью

Алексей Портнов, медицинский редактор
Последняя редакция: 11.04.2020

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках (, и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Синдром Аспергера – это тип восприятия окружающего мира. Рассмотрим особенности данной патологии, симптомы и причины появления. А также методы лечения, профилактики и другие нюансы расстройства.

Синдром Аспергера относится к одной из форм аутизма, которая выражается как дефицит социального общения и взаимодействия. Данное состояние характеризуется однотипными действиями и ограниченными интересами.

Чаще всего Аспергера выявляют у детей младшего школьного возраста. Но визуально определить его наличие невозможно. Согласно научным исследованиям, есть предположения, что такие знаменитые люди как Ньютон и Эйнштейн имели синдром Аспергера. Патология вызывает трудности в общении и ряд других нарушений. Таким людям сложно взаимодействовать с другими, а по их выражению лица, языку тела и голосу довольно трудно понять, что они испытывают в данный момент.

Синдром Аспергера имеет такие особенности (триада нарушений):

  • Процесс коммуникации – сложности в понимании выражения лица, голоса и жестов, трудно начать и окончить разговор, выбрать тему. Возможно частое использование сложных фраз и слов без понимания их значения, непонимание шуток и метафор.
  • Процесс взаимодействия – больным сложно поддерживать дружеские отношения, наблюдается замкнутость, отчуждение и безразличие. В некоторых случаях возможно некорректное поведение и непонимание общепринятых правил и норм.
  • Социальное воображение – у людей с аспергером богатое воображение, но возникают трудности в представлении будущих действий. Помимо этого наблюдаются трудности в интерпретации чувств и мыслей других людей, склонность к логическим играм.

Термин синдром Аспергера впервые был предложен психиатром Лорной Уинг. Доктор назвала недуг в честь педиатра и психиатра Ганса Аспергера, который занимался лечением и изучением детей с дисфункциями психики, расстройствами адаптации и социального общения. Но сам Аспергер назвал синдром аутистической психопатией.

Ученые и по сей день не могут прийти к единому мнению, как называть симптомокомплекс: синдромом или расстройством. Так, было принять решение переименовать недуг Аспергера в заболевание аутистического спектра с определенными степенями тяжести. Исходя из этого, можно сказать, что расстройство имеет много общего с аутизмом, но в корне отличается от него.

,

Когда необходимо обратиться к врачу

Посещение врача-психиатра должно состояться ещё в раннем детском возрасте, когда только начинается процесс формирования центральной нервной системы. Синдром Аспергера – это заболевание, которое не возникает в зрелом возрасте, а его первые признаки появления могут просматриваться у ребёнка с 2 лет.

Чтобы признаки болезни не были настолько выраженными, а взрослый человек с психическим расстройством, оставался максимально адаптированным в социуме, родители должны показать его квалифицированному специалисту, как можно раньше. В таком случае сохраняется шанс определения причин, вызывающих поведенческие отклонения, а также подобрать лекарственные препараты, улучшающие работы ЦНС.

От данного заболевания не удастся избавиться полностью, но его можно контролировать. Больной, который регулярно принимает медикаменты, улучшающие социальную адаптацию, получает возможность общаться со своими сверстниками, улучшается его качество жизни, не происходит ухудшение психического здоровья.

Возможные осложнения

Отсутствие медикаментозного лечения, а также оказания больному психологической помощи, может привести к следующим осложнениям:

  • развитие сопутствующих заболеваний психики;
  • появление у больного беспричинных приступов ярости, гнева;
  • регулярное сезонное обострение болезни, которое предусматривает полную апатию к окружающему миру;
  • тотальная замкнутость больного, полный отказ от общения даже с близкими людьми, голодание, стремительная потеря веса;
  • приступы необъяснимого страха и паники;
  • склонность к продолжительным депрессиям
  • совершение акта суицида.

Симптомы синдрома Аспергера, проявляющиеся у взрослых людей, являются последствием психического расстройства личности, которое развилось ещё в детском возрасте. Это неизлечимая патология ЦНС, которая требует регулярного приёма лекарственных препаратов и консультаций у врача-психолога. В таком случае прогноз благоприятный и больной может существенно повысить качество своей жизни.

Оформление статьи: Лозинский Олег


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.