Дизартрия у детей – это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, звукопроизносительными дефектами, диспросодией. Возможны затруднения глотания, гиперсаливация, расстройства произвольной моторики и координации. Для установления центральных причин дизартрии выполняется церебральная МРТ, ЭФИ. Неврологическое обследование дополняется нейропсихологическим и логопедическим тестированием. В лечении применяется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия.
Содержание
Отчего возникает дизартрия?
Дизартрию нельзя считать самостоятельной болезнью. Это симптом, сопровождающий различные заболевания. Дизартрия вызывается нарушением мозгового кровообращения, нейроинфекциями, демиелинизирующими заболеваниями.
У ребенка дизартрия часто бывает следствием перинатальных факторов, детского церебрального паралича. Нередко причинами возникновения дизартрии у детей до года являются:
- болезни матери;
- токсикоз при беременности;
- родовые травмы;
- кислородная недостаточность (гипоксия) плода;
- несовпадение резус-факторов;
- тяжелые роды, сопровождающиеся патологией, в том числе стремительные или затяжные;
- асфиксия младенца;
- преждевременные роды.
Дети дошкольного возраста также могут оказаться в группе риска. Осложнения на ЦНС может дать одно из следующих заболеваний:
- тяжелые инфекции;
- гидроцефалия;
- черепно-мозговая травма;
- сильное отравление.
Понятие дизартрии, этиологические причины, разновидности патологии
Дизартрия – это изменение речевой функции, которое сопровождается неправильной работой артикуляционного аппарата, изменением голоса, ритмичности речи, интонации, дыхания. При этой патологии возникает повреждение мозга, вызывающее нарушение психофизических процессов в нейронах, что ведет к плохой иннервации мышц артикуляции.
Дизартрия в МКБ имеет код R47.1. Распространенность болезни у детей в среднем 5-6%, но постепенно отмечается увеличение частоты встречаемости, особенно в последние несколько лет. У пациентов с детским церебральным параличом дизартрические нарушения диагностируют в 70-85%.
Дизартрия возникает по причине поражения головного мозга. Повреждение мозговой ткани провоцируют токсикозы во время вынашивания плода, особенно в третьем триместре, дефицит кровотока матки, несовпадение резус-фактора у матери и малыша, хронические болезни беременной, травмы, аспирация околоплодными водами, обвитие пуповиной, желтушный синдром, роды раньше срока. Дизартрия часто встречается при детском церебральном параличе. Чем тяжелее двигательные нарушения у пациентов с ДЦП, тем сильнее выражены дизартрические проявления.
Дизартрические нарушения иногда провоцируют воспалительные и инфекционные болезни головного мозга: менингит, энцефалит. Также патологию речевой функции вызывают рассеянный склероз, болезнь Паркинсона, миастения, нейросифилис, олигофрения, миотония и другие. У малышей дизартрические изменения возникают по причине перенесенного отита, гидроцефального (гидроцефалия) или интоксикационного синдрома, травмы мозга.
Существует классификация, которая была создана для неврологов и логопедов. Она составлена по локализационному и синдромологическому принципу.
Классификация в неврологии (пять разновидностей патологии):
- Бульбарная.
- Псевдобульбарная.
- Экстрапирамидная (подкорковая).
- Мозжечковая.
- Корковая.
Бульбарная разновидность болезни спровоцирована повреждением ядер черепно-мозговых нервов, а именно языкоглоточного, подъязычного, блуждающего. Псевдобульбарная – обусловлена повреждением корково-ядерных проводящих путей. Экстрапирамидный вид возникает по причине повреждения подкорковых ядер. При мозжечковой разновидности заболевания поражены структуры мозжечка и его проводящие волокна. Корковая форма спровоцирована очагами повреждения коры мозга.
При ДЦП различают следующие разновидности болезни:
- спастико-ригидная;
- спастико-паретическая;
- гиперкинетическая;
- атактическая;
- атактико-гиперкинетическая.
В логопедии разграничивают четыре степени дизартрических нарушений. Они отличаются степенью выраженности речевых нарушений. Классификация позволяет оценить состояние пациента, поставить диагноз, определиться с планом коррекции речи.
Степень дизартрических нарушений | Описание |
1 (стертая дизартрия) | Нарушения звукопроизношения определяются только логопедом во время специфического обследования.
Изменения минимальные, поэтому не заметны для окружающих. |
2 | Патологию речи могут услышать окружающие, но при этом речь понятна. |
3 | Понимают речь только родственники и друзья пациента, посторонние люди испытывают затруднение в разборе речи. |
4 | Речевая функция отсутствует или не понятна для родственников. |
Клинические проявления болезни
Речь больных дизартрией невнятна, звуки произносятся нечетко. Невнятность вызвана плохим проведением нервных импульсов к органам артикуляции. Из-за этого у больного выявляются как речевые, так и неречевые изменения.
Патология моторной функции органов речи провоцирует сильный спазм, сниженный тонус или дистонию мышц артикуляции. Из-за спазма мускулатуры у больного возникает полное смыкание губ, недостаточность движений артикуляции. Если наблюдается гипотония мускулатуры, то язык располагается на дне ротовой полости, губы разомкнуты, рот немного открыт. У больного можно увидеть сильное слюнотечение. Так как парализована мускулатура мягкого неба, пациент говорит в нос. При наличии мышечной дистонии во время речи слабый тонус мускулатуры сменяется повышенным.
Патология звукопроизношения может иметь различную степень клинических проявлений. Дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием проявляется единичными нарушениями воспроизведения звуков. Тяжелые степени болезни сопровождаются неправильным воспроизведением звуковых единиц, их пропусками или заменами; разговор дошкольника или школьника непонятный, медленный. Пациент с более тяжелой формой патологии не хочет много разговаривать, так как испытывает дискомфорт во время речи. А когда у больного имеется тяжелая (4) степень дизартрии, он вообще не может говорить.
Характерными симптомами дизартрических нарушений считаются стойкость изменений, трудность их коррекции. Для купирования проявлений неправильной речи нужно длительное лечение и занятия с логопедом. У больного изменены практически все звуковые единицы, даже гласные звуки, отмечается межзубное и боковое воспроизведение шипящих и свистящих. Пациенты часто произносят звуки более звонко или слишком мягко (твердые согласные).
Характерным признаком патологии считается изменение дыхания во время разговора. У больных более продолжительный выдох, дыхательные движения учащены, часто прерываются. Голос звучит тихо, угасает по мере разговора. Пациент говорит без интонации. У больных нарушено слуховое восприятие, анализ и синтезирование звуков. Словарный запас недостаточно сформирован, нет грамотности речи. Во время логопедического обследования диагностируется общее и фонематическое недоразвитие речи, нарушение письма.
Проявления клинических форм патологии
При бульбарной разновидности болезни отмечается нарушение сосания, жевания, отсутствие мимики, рефлексов, нарушение глотательной функции, повышение отделения слюны, низкий тонус органов артикуляции. Движения во время речи сильно упрощены, речь невнятная. Звуки при разговоре не различимы друг от друга, имеется назальный оттенок при воспроизведении звуков.
Псевдобульбарная разновидность патологии характеризуется парезом и избыточной сократительной активностью мускулатуры. Выявить заболевание можно по изменению двигательной активности языка. Больной не может поднять кончик языка вверх, направить в стороны, зафиксировать в одном положении. Пациенты часто не способны переключиться с одного звука на другой. Отмечается нарушение содружественных и произвольных движений мышц артикуляции. В тяжелых случаях наблюдается повышенное образование слюны, патология глотания. Речь непонятная, в разговоре слышен носовой оттенок. Больной не может нормально воспроизвести сонорные, свистящие и шипящие звуковые единицы.
Подкорковая форма патологии отличается наличием непроизвольных сокращений мускулатуры органов артикуляции. Гиперкинезы появляются вне речевой активности, усиливаются во время разговора, что приводит к спазму мышц. У больных изменен и ослаблен голос, возможны гортанные выкрики, быстрый или медленный темп речи, наблюдается заикание. Подкорковая форма может диагностироваться одновременно с другими разновидностями дизартрических нарушений.
Мозжечковая разновидность характеризуется патологией работы артикуляционного аппарата, тремором языка, выкриками, толчкообразной речью. Больной скандирует речь – «рубит» слова и предложения. Разговаривает медленно и непонятно. Звуки, которые образуются за счет передней части языка и губ, произносятся неправильно. Сопутствуют речевым нарушениям шаткая походка, плохое равновесие, неловкость во время двигательной активности.
Корковая форма болезни проявляется изменением произвольных артикуляционных движений. У пациента нарушено дыхание во время разговора, изменен голос. Он не может нормально писать, читать, понимать речь на слух.
Общие сведения
Дизартрия – распространенный паторечевой синдром в логопедии детского возраста. Ее стертая форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрических расстройств составляет от 60 до 85%. По своему речевому статусу дети-дизартрики могут относиться к категории ФФН или ОНР 1-4 уровня. Степень расстройства речевой функции зависит от тяжести и локализации церебрального поражения, колеблется от стертой дизартрии до анартрии.
Дизартрия у детей
Лечебные мероприятия
У детей лечение дизартрии осуществляется как неврологом, так и логопедом. После проведенного обследования невролог назначает лекарственную терапию. Больному показаны препараты, снимающие спазм мускулатуры, а также лекарства, улучшающие иннервацию мышц. После или во время курса терапии пациенту показаны логопедические занятия. Реабилитация также включает физиотерапевтические методики лечения.
Физиотерапия при дизартрических проявлениях:
- Точечные, сегментарно-рефлекторные массажные процедуры.
- Акупрессура, лечебная физкультура.
- Механотерапия.
- Иглорефлексотерапия.
- Гирудотерапия.
Помимо этих методов, ребенку рекомендуют дельфинотерапию, сенсотерапию, изотерапию, лечение песком и другие. Они проводятся вместе с логопедическими занятиями, позволяют успокоить ребенка, создать благоприятную атмосферу. Работа с пациентом проходит в детских садах (ДОУ), в условиях школы, кабинете логопеда. Лечиться можно и в домашних условиях. Дома с малышом должны заниматься родители.
Логопедические занятия с дошкольниками направлены на улучшение мелкой моторики. Для этого активно применяют пальчиковую гимнастику. На занятиях также развивают работу артикуляционных органов, что достигается регулярным использованием логопедического массажа и тренировкой речи и мимики.
Активно осуществляют тренировку речевого дыхания путем проведения дыхательной гимнастики. Важно скорректировать тембр и силу голоса. Для этого делают специальные ортофонические упражнения.
Занятия направлены на улучшение звукопроизношения. Так как многие дети говорят без выражения, логопед учит ребенка использовать интонацию. Специалист старается довести воспроизведение звуков до автоматизма. Это делает речь более внятной и чистой. У больного развивают правильное чтение и письмо.
Логопедическая коррекция дизартрии у ребенка может занять много времени, так как дефекты речи очень стойкие. Детям и родителям нужно набраться терпения, чтобы достичь успеха в лечении болезни.
Основные признаки
Если у ребенка имеется такое речевое нарушение, как дизартрия, то его артикуляционные мышцы будут находиться в состоянии гипотонии. От этого речь становится нечеткой, а также возникают другие проблемы, обусловленные бульбарными нарушениями.
Среди наиболее распространенных симптомов дизартрии можно выделить такие проявления:
- Губы находятся в разомкнутом состоянии, язык самопроизвольно выпадает наружу.
- Слишком плотно сомкнутые губы. Это проявление обусловлено спазмом мышц артикуляционного аппарата.
- Вялый или малоподвижный язык (при дистонии артикуляционных мышц).
- Проблемы с проглатыванием и пережевыванием пищи, избыточное слюноотделение и несглатывание ее, а также другие бульбарные нарушения.
- Речевое развитие в раннем возрасте не соответствует норме (младенец не лепечет, первые слова появляются после 2-х лет и т.д.).
- Ребенок не страдает ЛОР-заболеваниями, но при этом говорит в нос. Назальный оттенок возникает из-за малой подвижности неба. Воздушная струя не встречает на своем пути преград и свободно попадает в носовые ходы.
- Неправильное речевое дыхание, трудности с произношением длинных фраз, частые паузы в речи и т.д.
- В речи отсутствует мелодичность, она слишком растянутая или, наоборот, быстрая.
- Искажение, подмена или пропуск звуков.
- Слишком высокий, писклявый голос.
- Нарушение мелкой моторики. Дизартрия у детей проявляется неумением застегивать пуговицы, нежеланием собирать мелкие конструкторы и т.д.
При тяжелых формах дизартрии вследствие паралича речевых мышц может наблюдаться полная немота. Такое состояние называют анартрией.
Все проявления дизартрии обычно бывают очень стойкими, трудно поддаются коррекции.
Причины
Дизартрия детского возраста – это врожденный или рано приобретенный синдром. Этиологические предпосылки для ее развития возникают в пренатальном, натальном или раннем постнатальном периоде. Факторами риска развития дизартрии у детей выступают:
1. В пренатальном периоде:
- генетическая патология;
- внутриутробные интоксикации и инфекции;
- гипоксия плода;
- иммунологический конфликт по резус-фактору.
2. В интранатальном периоде:
- асфиксия при рождении;
- родовая черепно-мозговая травма.
3. В постнатальном периоде:
- ядерная желтуха новорожденных;
- гидроцефалия;
- менингоэнцефалиты различной этиологии;
- травмы головы;
- церебральные опухоли;
- детские инсульты.
Дизартрия может развиваться у детей с нормальным психофизическим развитием, двигательными нарушениями (ДЦП), ЗПР и олигофренией. Нередко она сочетается с другими речевыми синдромами: задержкой развития речи, заиканием, моторной алалией.
Виды дизартрии
Существует несколько способов классификации данного речевого нарушения. Клинические формы дизартрии выделяются исходя из того, какие именно участки и отделы ЦНС были поражены:
- бульбарная возникает при поражении продолговатого мозга. Название произошло от латинского слова bulbus, которое переводится как луковица. Именно такую форму имеет продолговатый мозг. Этот отдел ЦНС отвечает за работу черепно-мозговых нервов, обеспечивающих функционирование языка и глотки. В речи практически отсутствуют звонкие звуки, произношение приобретает назальный оттенок. При бульбарной форме дизартрии наблюдаются не только речевые нарушения. Паралич мышц гортани и глотки приводит к трудностям при проглатывании пищи, особенно твердой и жидкой, ребенку очень трудно жевать, на лице не отображаются эмоции;
- подкорковая обусловлена поражением подкорковых узлов головного мозга. Основным проявление патологии в этом случае является нарушение мышечного тонуса, а также непроизвольные сокращения мимической и артикуляционной мускулатуры. Как правило, такие движения особенно заметны в момент разговора ребенка, но также они могут наблюдаться и в состоянии покоя. Поскольку мышечный тонус постоянно меняется, то речь ребенка может быть временами вполне нормальной. Однако в момент возникновения артикуляторного спазма он не в состоянии произнести даже несколько звуков. Из-за такого резкого переключения артикуляционных движений страдает внятность речи, нарушается тембр и сила голоса. В некоторых случаях подкорковая дизартрия сопровождается снижением слуха, что еще больше осложняет речевую патологию;
- мозжечковая в чистом виде у детей встречается нечасто. Различные патологии мозжечка приводят к тому, что речь становится скандированной. Во время разговора ребенок то и дело выкрикивает отдельные звуки;
- корковая является формой заболевания, сложно поддающейся выделению и распознаванию. Проявления кокковой дизартрии очень схожи на моторную алалию. И в том, и в другом случае нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата и произношение слов со сложной звуко-слоговой структурой. Однако при корковой дизартрии отсутствуют нарушения лексико-грамматической стороны речи. Ребенок испытывает трудности при переключении от одной артикуляционной позы к другой. Поэтому отдельные звуки он произносит четко, но в речи их автоматизация отсутствует;
- псевдобульбарная – это форма дизартрии, часто встречающаяся у детей. Именно этот тип расстройства возникает из-за поражения ЦНС во время развития плода в утробе матери, в момент родов или в первые годы жизни ребенка. Паралич возникает в результате повреждения путей, проводящих нервный импульс от коры головного мозга к ядрам подъязычного, блуждающего и языкоглоточного нервов. Клинические проявления патологии схожи с бульбарной дизартрией, однако псевдобульбарная форма легче поддается коррекции.
Псевдобульбарная дизартрия
Эту форму, в свою очередь, условно делят на три степени, исходя из тяжести протекания патологии. Легкая степень патологии не связана с грубыми нарушениями моторики артикуляционного аппарата. У такого ребенка медленные движения языка, они недостаточно точные. Отсутствуют проблемы с жеванием и глотанием, иногда возможно поперхивание.
Речь часто замедленная, звуки смазаны, особенно сложные по артикуляции (ж, ш, р, ц, ч). При произношении звонких звуков наблюдается недостаточное участие голоса, также возникают сложности при выговаривании мягких звуков, поскольку к основной артикуляционной поза добавляется подъем средней части языка к твердому небу.
Звуковые нарушения часто приводят к тому, что ребенок испытывает трудности при анализе звуков, страдает фонематическое развитие, могут возникать ошибки при письме. В то же время практически отсутствует нарушение грамматического строя, лексики и структуры слова. То есть, при легкой форме псевдобульбарной дизартрии у ребенка наблюдается фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) речи, другие признаки патологии можно обнаружить только при тщательном обследовании.
Если у ребенка умственное развитие и слух не пострадали, то регулярные занятия с логопедом при поликлинике или образовательных учреждениях помогут исправить ситуацию.
Легкая форма псевдобульбарной дизартрии, так же как и тяжелая, встречаются редко. Наиболее многочисленную группу составляют дети с патологией средней степени тяжести. Прежде всего, их отличает амимичность: из-за паралича лицевых мышц ребенок не может надувать щеки, сомкнуть или вытянуть губы.
Заметны также ограниченные движения языка: ребенок не в состоянии удерживать его в одном положении, поворачивать в стороны или поднимать. Очень сложно дается переход от звука к звуку при смене артикуляционных поз, из-за малоподвижного неба голос приобретает назальный оттенок. Речь очень невнятная, поскольку губы малоподвижны и часто сомкнуты, окружающие с трудом понимают ребенка.
Данная степень псевдобульбарной дизартрии сильно осложняет процесс обучения ребенка в школе, поэтому таким детям часто рекомендуют занятия в специализированных заведениях, где практикуется индивидуальный подход к учащимся с этим нарушением речи.
Тяжелую форму псевдобульбарной дизартрии называют анартрией. Это полная бездеятельность речевого аппарата на фоне глубоко поражения мышц. У ребенка с данной формой нарушения постоянно открыт рот, нижняя челюсть отвисает, а лицо похоже на маску. В речи могут иметься отдельные звуки, но чаще она отсутствует полностью.
Крайняя степень дизартрии является тяжелейшим нарушением речи, сложно поддающимся коррекции. Однако при отсутствии умственных отклонений ребенок может проходить обучение в специализированных школах. Занятия с логопедом, основанные на особых методиках, позволят такому ребенку успешно овладеть навыками письма и получить знания по основным школьным предметам.
Как уже упоминалось выше, деление на степени тяжести довольно условное, четких границ между этими состояниями никто не устанавливал. Общим для всех этих форм речевого нарушения является то, что искажение звуков не оказывает влияние на ритмический контур слова. То есть ребенок произносит слова с разным количеством слогов и соблюдает ударность. Но при стечении согласных, ребенок может «терять» один звук, например, белка превратится в бека и т.д.
Кроме того, сложности при переходе от одного звука к другому, приводит к замене согласных. Вместо слова «ножницы» ребенок скажет но-си-сы. Язык остается в одной артикуляционной позе, характерной для произношения звука «С», а не перестоится для правильного произношения звуков «Ж» и «Ц».
Дети-дизартрики часто испытывают проблемы со звуковым анализом. Они вряд ли пройдут общепринятые тесты, определяющие уровень этого навыка. Третьеклассник с данным нарушением речи в слове «кот» обнаружит, например, четыре звука К, А, Т, А. При отборе картинок с изображением слов, начинающихся на звук «Б», этот ребенок также выберет слова, начинающиеся на звук «П» и т.д.
Прогноз и профилактические мероприятия
Прогноз зависит от степени тяжести заболевания − чем тяжелее патология, тем сложнее она поддается лечению. Очень большое значение в коррекции дефекта играет лекарственная терапия, которую назначает невролог. Правильно проведенное медикаментозное лечение значительно облегчает работу логопеда. Также прогноз заболевания зависит от стараний пациента и поддержки его близких.
Когда больной старается, выполняет все рекомендации докторов и логопеда, то и вероятность нормализации речевой функции намного выше. Если речь исправлена полностью, пациент может учиться в общеобразовательной (обычной) школе.
Тяжелые формы дизартрии поддаются только частичной коррекции. Ребенок с такой формой болезни может посещать специальные учреждения с логопедическим уклоном: детские сады, школы. В таких детских коррекционных заведениях с пациентами совместно работают неврологи, психологи, психотерапевты, специалисты по лечебной физкультуре, массажу, логопеды.
Профилактика болезни направлена на улучшение здоровья беременных женщин. Пациентки, планирующие беременность, должны вовремя лечить хронические заболевания, инфекции половых органов. Во время вынашивания плода следует избегать стрессовых ситуаций, посещения мест с большим скоплением людей (кинотеатры, рестораны, кафе, театры).
При появлении угрозы прерывания беременности, эклампсии или других проблем следует обращаться к гинекологу. В такой ситуации лучше лечь в стационар для сохранения беременности. Во время вынашивания плода нужно отказаться от спиртного, курения, так как вредные привычки сильно повышают вероятность развития гипоксии.
После рождения малыша женщине нужно оградить его от инфекционных заболеваний (грипп, нейроинфекции), травматизма, интоксикаций. Токсины и инфекционные агенты в младшем возрасте могут сильно повредить мозг. Если у ребенка появились признаки дизартрических нарушений, следует немедленно обратиться к неврологу для своевременного начала лечения.
Профилактика
Достаточно часто родители детей, страдающих дизартрией, винят в этом себя. Но данное речевое нарушение во многих случаях развивается по независящим от человека причинам. Предсказать развитие дизартрии во внутриутробном периоде не сможет ни один врач, но соблюдение беременной женщиной таких правил позволит снизить риск развития всевозможных патологий ЦНС:
- Своевременное обращение к врачу и постановка на учет. В современной медицине принято наблюдать женщину на протяжении всего периода беременности. С помощью различных исследований, врачи оценивают состояние плода, снижают риски развития различных патологий и т.д. Но многие женщины пренебрегают этим, несвоевременно обращаются к специалистам или вовсе не становятся на учет. Развитие патологии предсказать сложно, но ее можно вовремя заметить и принять соответствующие меры. Чем раньше это будет сделано, тем выше шанс родить здорового ребенка.
- Правильное питание и отказ от вредных привычек. Как бы банально это ни звучало, но этот аспект очень важен для здоровья не только будущей мамы, но и ее малыша. Чтобы плод формировался правильно, необходимо обеспечить организм достаточным количеством полезных микроэлементов. Прием лекарств, спиртосодержащих напитков и курение может внести нежелательные коррективы в процесс формирования жизненно важных органов и ЦНС. Особенно важно следить за рационом в первый триместр беременности.
- Отказаться на время от посещения общественных мест, особенно в период повышенной заболеваемости гриппом и другими инфекционными заболеваниями.
Избегайте стрессов, больше времени проводите на свежем воздухе, старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
Для предотвращения развития дизартрии в раннем детстве, необходимо обеспечить ребенку правильный уход. Травмы головы и всевозможные заболевания, особенно инфекционные, подрывают здоровье малыша и негативно сказываются на его развитии.
Будьте внимательны к себе и к своему ребенку, ваше здоровье в ваших руках!